SAS и Deloitte представили российским компаниям решение для процессно-ориентированного управления затратами компаний
Усложнение бизнеса вследствие роста конкуренции и затрат, снижения прибыльности и быстрых перемен на рынке требует внедрения информационных систем, позволяющих отслеживать изменения. В середине сентября SAS Institute и ее стратегический партнер, консалтинговая компания Deloitte, представили методологию ABC/M и построенную на ее базе корпоративную аналитическую систему SAS Activity Based Management (SAS ABM).
Лежащие в основе названий понятия activity-based costing и activity-based management — два аспекта единого подхода к задачам корпоративного учета, планирования и управления. Его суть — разнесение затрат ресурсов по бизнес-процессам. Задача управления затратами решается здесь через управление процессами. На практике это выглядит как более точный подсчет затрат — по направлению вплоть до каждого бизнес-процесса, до каждого покупателя, а не суммарный подсчет затрат, скажем, на рекламу продукции. При этом предполагается разнесение интенсивности процессов по объектам затрат.
Подобный подход позволяет получить более четкое понимание того, на что именно в компании тратятся деньги и насколько эффективно это делается. А также проанализировать рентабельность бизнеса в разрезе различных объектов затрат (товаров, услуг, клиентов, регионов и др.). Из чего, в свою очередь, следует возможность найти перспективные точки роста. Например, так можно понять, что некая возрастная группа клиентов не является особенно прибыльной и перспективной, и, следовательно, маркетинговые усилия, направленные на нее, можно безболезненно сократить, направив их в более многообещающие области.
Как считает ведущий мировой специалист по ABC/M Гэри Кокинс, сотрудничающий с SAS, этот подход ведет к полной переориентации сбытовой политики компаний — с традиционных массовых продаж, которые способны привлечь большое количество неприбыльных и дорогостоящих в поддержке клиентов, к целенаправленному фокусированию на наиболее прибыльных (актуально и потенциально) клиентах, продуктах и услугах.
SAS ABM работает на базе хранилищ данных корпоративных транзакционных систем. Архитектура системы — клиент-серверная, основу ее составляют три сервера: ABM, ETL и Web. ETL-сервер извлекает данные из внешних источников, преобразует их в нужный АВM формат и загружает в ABM-сервер. На последнем накапливаются данные, использующиеся для расчета моделей ABC/M, выполняются расчеты, формируется стандартная (статическая) и OLAP-отчетность.
Опыт SAS и Deloitte показывает, что для ввода SAS ABM в промышленную эксплуатацию на предприятии обычно достаточно четырех—шести месяцев. Декларируется, что экономический эффект от использования системы может в десятки раз превысить затраты на ее внедрение и сопровождение. Компании ожидают, что продукт будет достаточно актуален для российского бизнеса во время его «третьей волны трансформаций», по выражению главы департамента управленческого консультирования Deloitte СНГ Джеймса Балашака, то есть в то время, когда российский бизнес занялся повышением эффективности работы, в том числе и за счет внедрения информационных технологий.