Служба новостей IDG, Париж

Сегодня Эстония занимает первое место в мире по объему услуг беспроводной связи на душу населения
Иваа Тало: «Если вы проедете по Эстонии, то повсюду увидите знаки с символом @, указывающие на одну из 700 бесплатных общественных точек доступа в Internet, расположенных по всей стране»

В Эстонии, где проживает 1,4 млн. человек, так быстро развивается сеть точек беспроводного доступа в Internet, что страна, по словам Иваа Тало, главы Estonian e-Governance Academy, уже занимает первое место в мире по объему услуг беспроводной связи на душу населения. Стремительное развитие страны с точки зрения использования Internet, реализации принципов электронного правительства и превращение в одного из лидеров по этим показателям среди Европейских стран и новых членов Европейского союза — во многом заслуга самого Тало.

Академик Тало, бывший член парламента Эстонии, известен за рубежом как один из наиболее активных сторонников идеи, что страна может добиться высокого уровня использования Internet и информационных технологий, даже будучи небольшой по площади и не имея устойчивой экономики. Тало ответил на вопросы корреспондента IDG Юриса Каза.

Внедрение электронного правительства — вопрос технологический или политический, предполагающий необходимость стимулировать население использовать имеющиеся технологию и сервисы? Что в Эстонии развивалось в первую очередь — технология или общественное признание нового подхода?

Сначала появилась технология, и все сосредоточились именно на технологии. Но, чтобы изменить методы работы государственных организаций, в первую очередь надо изменить отношение самих людей. Возможно, здесь необходимо проявление инициативы сверху. Начинать следует с офиса премьер-министра и правительственного кабинета, который и осуществляет управление страной. Кроме того, не стоит забывать и об информированности общества. В середине 90-х годов Эстония начала проект Tiger Leap, в рамках которого во всех школах страны открывались каналы доступа в Internet. Этот проект был завершен в 2000 году. К примеру, Великобритания, численность населения которой превышает нашу более чем в 40 раз, пока не имеет проектов, инициированных именно правительством.

Помог ли пример правительства распространению технологии в других государственных институтах и общественных организациях?

Так писали газеты по всему миру. Впрочем, в Эстонии были и более важные причины. Никому нет дела до того, как это восприняли министры. Важно то, что появилась возможность заполнять декларации о доходах буквально за две-три минуты. Такие позитивные примеры способствуют популяризации электронного правительства. У нас появились электронные идентификационные карты, причем давно, и зачастую люди использовали их как удостоверения личности. Затем кто-то предложил идею использовать их в качестве проездных в автобусах. Автобусные компании стали предлагать проездные на месяц со скидками, так что скоро все пенсионеры начали использовать свои карты как проездные и гордились этим.

В Великобритании считают, что реализовать электронное правительство можно, но лишь немногие будет пользоваться такого рода услугами. Как с этим обстоят дела в Эстонии?

В Эстонии тоже есть такая проблема. Например, заявление на пособие по рождению ребенка можно подать через Internet. Но, если посмотреть статистку, то выясняется, что из 10 тыс. эстонских семей, в которых в этом году появились дети, только около 1-1,5 тыс. воспользовались этой услугой, а 90% — нет.

Почему?

Потому что эстонское правительство сейчас не делает того, что оно делало в 90‑х годах, когда активно пропагандировала эту услугу. Люди просто о ней не знают. Я думаю, что нам следует рассказывать о таких услугах в школьном курсе. Для того, чтобы гражданин мог пользоваться электронными услугами, предоставляемыми государством, он должен о них знать.

Как вы решили проблему предоставления доступа в Internet домовладельцам и обычным горожанам? В соседней Латвии люди часто имеют выход в Internet на работе, но мало кто имеет Internet-соединение дома.

Если вы проедете по Эстонии, то повсюду увидите знаки с символом @, указывающие на одну из 700 бесплатных общественных точек доступа в Internet, расположенных по всей стране. У правительства есть план организации бесплатного доступа в Internet во всех общественных библиотеках, которые, в свою очередь, будут бесплатно предоставлять его посетителям. Сейчас у нас практически повсюду есть беспроводной доступ в Internet. Почти все бары, рестораны, отели в Таллине и в других городах имеют беспроводный доступ. Многие бары предлагают его как бесплатную услугу, либо есть места, где мобильные операторы предоставляют услугу беспроводной связи, а абонемент на 24 часа доступа в Internet стоит 10 эстонских крон, то есть меньше 1 евро. В Брюсселе вы платите 20 евро, разница ошеломляющая.

Считает ли Эстония себя страной, имеющий самый высокий уровень беспроводного доступа в Европе?

В Европе? В мире! Но, если быть честным, данные об уровне беспроводной связи — не самая сильная моя сторона. В скором времени будут опубликованы результаты исследований, изучающих «беспроводное чудо» в Эстонии. Впрочем, у нас небольшая страна и абсолютные показатели будут не столь впечатляющими.

Что вы можете сказать о дискуссии в США и в некоторых европейских странах о роли муниципалитетов в пропаганде беспроводных соединений в частном секторе, которые видят в этих схемах средство поддержки конкурентоспособности бизнеса со стороны государства.

У нас есть муниципалитеты, которые решили сделать на своей территории зоны доступа для общественного пользования. В скором времени у нас состоятся местные выборы, и граждане обсуждают, должен ли Таллин иметь беспроводное покрытие. Но мы пока ждем WiMAX. Обычно идея состоит в том, что бесплатный доступ предлагается на более низкой скорости, а компании зарабатывают деньги на высокоскоростных соединениях.