Cognitive Forms Bank объединяет в себе технологии оптического распознавания и штрихового кодирования банковских платежных документов
Cognitive Forms Bank будет поставляться в различных вариантах в зависимости от того, каким образом в настоящий момент в банке автоматизирован ввод документов |
Любой денежный расчет между юридическими лицами влечет за собой появление на свет банковского платежного документа. Количество таких документов, проходящих через банки, исчисляется десятками миллионов в день. Естественно, банки заинтересованы в снижении накладных расходов по обработке документов, а клиенты — в увеличении скорости операций. Препятствием и для того и для другого является то, что документы напечатаны на бумаге и данные с них требуют ввода в компьютер. Электронные системы «банк—клиент» существуют, но не решают проблемы, так как внедрены далеко не везде.
Сегодня распространены две технологии ввода бумажных платежных документов в компьютер, а именно оптическое распознавание и двухмерное штриховое кодирование. В первом случае документы подаются на сканер, сканируются, распознаются с автоматическим определением типа документа и полей данных на нем, а затем оператор может в случае необходимости подправить значения некоторых полей. Скорость ввода составляет 5‑10 секунд на документ. Во втором случае в клиентской части ПО устанавливается специальный драйвер для принтера, который при печати платежки дополняет ее помехоустойчивым двухмерным штриховым кодом, дублирующим ее информацию. В банке документ подносят к специальному сканеру, который считывает штрих-код и отправляет данные в банковскую систему. В этом случае скорость ввода составляет 2‑3 секунды на документ. Идея штриховых кодов на платежных документах принадлежит компании «Рит Сервис», чей продукт BiZone уже сейчас установлен примерно на 150 тыс. рабочих мест.
Оба варианта существенно ускоряют введение данных в компьютер (ручной ввод занял бы по крайней мере 30 секунд), но оба имеют и свои минусы. Для работы со штрих-кодами клиенты банка должны установить у себя соответствующее клиентское ПО, а они далеко не всегда склонны это делать, особенно если поток их платежных документов не очень велик. А если документ напечатан с низким качеством, точность его оптического распознавания может быть невелика, что приведет к увеличению объема правок и, соответственно, к замедлению обработки документа.
В итоге в банки идут два потока бумажных документов: со штрих-кодами и без них (по словам коммерческого директора «Рит Сервис» Дмитрия Вебера, со штрих-кодами поступает около 50% платежек), и обрабатывать их приходится по-разному. Cognitive Technologies (один из ведущих разработчиков OCR-систем) и «Рит Сервис» решили объединить усилия и создать продукт, который мог бы обрабатывать оба потока документов, полностью исключив таким образом их ручную обработку.
Продукт назван Cognitive Forms Bank. Он будет поставляться в различных вариантах в зависимости от того, каким образом в настоящий момент в банке автоматизирован ввод документов. Если в банке еще не работают со штрих-кодами, достаточно будет установить документный сканер, и тогда платежка и штрих-код на ней (если он есть) будут распознаваться со сканера. Если же работа со штрих-кодами уже ведется (скажем, с использованием системы BiZone от «Рит Сервис»), то дополнительная установка документного сканера позволит банку распознать также платежки, на которых отсутствует штрих-код. Шлюз в банковскую систему и модуль верификации, проверяющий соответствие полей на документе друг другу, а также штрих-коду, в любом случае будут едиными.
Как сообщил руководитель департамента массового ввода документов Cognitive Василий Постников, сейчас продукт находится в стадии альфа-тестирования. В октябре ожидается начало бета-тестирования в банках. Ценовая политика еще не определена, но в любом случае стоимость интегрированного продукта не будет выше суммарной стоимости систем оптического распознавания и штрих-кодирования. Вебер добавил, что клиентский модуль для штрих-кодирования поставляется бесплатно.