«Директор информационной службы»

Платформа бизнес-приложений Dynamics займет особое место в новом коммерческом предложении Microsoft для средних предприятий

Корпорация Microsoft взяла курс на предоставление средним предприятиям набора решений, приемлемого для них по совокупности параметров — сложности, функциональности, стоимости и простоте приобретения лицензий и пр. Новое коммерческое предложение Microsoft для средних предприятий будет включать три ключевых продукта: офисный пакет Office 12, серверное решение (оно разрабатывается в рамках проекта Centro) и платформу бизнес-приложений Dynamics.

Стив Балмер: «Если в ИТ-отделе среднего предприятия работает всего пять-шесть специалистов, как они смогут поддерживать десяток серверных и два десятка клиентских продуктов?»

По словам Стива Балмера, генерального директора Microsoft, руководство корпорации осознало, что продавать большой набор продуктов в компании среднего бизнеса затруднительно. Штат таких компаний составляет от нескольких десятков до нескольких сотен человек, численность ИТ-отдела обычно от трех до десяти специалистов, а ИТ-инфраструктура включает примерно от 25 до 500 пользовательских устройств и не более 10 серверов. Размер годового ИТ-бюджета среднего предприятия, как правило, укладывается в рамки от 15 до 20 тыс. долл., но обычно составляет от 50 до 500 тыс. долл.

Как заметил Балмер, выступая на прошедшей в сентябре в Редмонде конференции Business Summit, едва ли пять-шесть специалистов, входящих в штат ИТ-отдела таких компаний, смогут эффективно поддерживать десяток серверных и пару десятков клиентских программных продуктов. Им необходим более простой и понятный набор инфраструктурных и прикладных решений, а также схем приобретения лицензий к ним.

Кстати, уже в октябре вступят в действие новые правила лицензирования Open Value License. Он придет на смену Small Business Server. На следующий год также намечен выпуск пакета Office 12, в нем появятся расширенные функции бизнес-аналитики, работы с порталами, автоматизации бизнес-процессов, workflow и пр. В 2007 году увидит свет серверный пакет Centro, ориентированный на потребности предприятий среднего бизнеса.

Вместо Axapta и Navision

Одним из ключевых элементов нового набора продуктов станет пакет бизнес-приложений Dynamics, который разрабатывался в рамках проекта Green. Спустя несколько лет этот пакет заменит нынешние бизнес-приложения корпорации.

Вывод платформы Dynamics намечено производить в два этапа. Первый продлится вплоть до начала 2008 года. Первым продуктом, основанным на платформе Dynamics, станет решение CRM. Версии бизнес-приложений Microsoft Axapta, Navision, Great Planes и Salomon, которые появятся в течение первого этапа вывода платформы на рынок, получат названия Dynamics AX, NAV, GP и SL соответственно. Вслед за сменой брэнда в составе приложений должны появиться 50 «стандартных» ролевых интерфейсов и связанных с этими должностными ролями наборов функций.

Также на первом этапе планируется обеспечить глубокую интеграцию семейства Dynamics с продуктами Office, начиная с версии 12 (ее выход намечен на следующий год), в частности с SharePoint (Билл Гейтс, председатель совета директоров и главный архитектор корпорации, особо отметил его возможности поддержки коллективной работы и workflow) и SQL Server (этот продукт станет основой для реализации функций бизнес-анализа). Посредством Web-сервисов и XML станет возможна интеграция и с другими приложениями.

На втором этапе в составе приложений появятся модели бизнес-процессов, на них будут основаны все пользовательские интерфейсы бизнес-приложений Microsoft. Согласно обещаниям Гейтса, в этих моделях (в Dynamics предполагается включить целую библиотеку моделей) будут реализованы идеи делегирования бизнес-функций, их передачи другому должностному лицу, разделения функций с партнерами и пр. В этот же период будет обеспечена тесная интеграция с Visual Studio.Net.

Итогом всей этой работы должен стать выход конвергентного пакета Dynamics Suite, который заменит приложения Microsoft Axapta, Navision, Great Planes и Salomon. Его появление ожидается не ранее 2008 года. По словам Владислава Мартынова, генерального директора международной компании Columbus IT Partner (до назначения на этот пост он полтора года проработал в штаб-квартире Microsoft в должности вице-президента), многие архитектурные компоненты для Dynamics Suite будут позаимствованы из Axapta. Примечательно, что Dynamics CRM как самостоятельное решение сохранится и в дальнейшем.

«По просьбам трудящихся»

Как пояснил Гейтс, в настоящее время бизнес-приложения Microsoft зачастую конкурируют не столько с новыми системами других поставщиков, сколько с разрозненным набором ранее развернутых приложений, с нецифровыми (часто бумажными) способами организации труда сотрудников, а также с ранее установленными приложениями, которые оказались недостаточно гибки и потому вызвали негативную реакцию у клиентов.

«Мы нацелены на реальные потребности и деятельность наших клиентов. Мы провели тысячи интервью, посетили офисы и филиалы заказчиков, — заявил Гейтс. — В общей сложности было опрошено 750 компаний. Многие из них используют два основных экрана (один — с бизнес-приложением, другой — с офисным) и вручную переносят данные с одного экрана в другой».

Согласно утверждению главного архитектора Microsoft, совершенно не случайно в новом продукте Dynamics получила развитие идея ролевого управления: «Пользователи хотят, чтобы ПО, которое создавалось для их компаний, основывалось на различных ролях, чтобы внутри системы были возможности для их моделирования». Корпорация рассчитывает обеспечить визуализацию ролей, возможности их редактирования (по сути, визуального программирования), обработки исключительных ситуаций и пр.

Исследовав деятельность множества средних предприятий, аналитики Microsoft выделили пять основных видов деятельности, которая ведется в подразделениях и службах компаний «средней руки»: операционная деятельность, маркетинг и продажи, управление финансами, обслуживание и развитие ИТ-инфраструктуры. Размеры подразделений компаний-клиентов сильно различаются, тем не менее корпорация попытается создать приложение, которое понимало бы, что хочет предприятие-клиент, позволило бы в ходе короткого диалога описать, какие у компании имеются потребности в операциях, финансовом управлении, продажах, маркетинге, и подготовило бы соответствующие ролевые клиентские места для сотрудников компании. Аналитики Microsoft выявили 40 основных сценариев, по которым предприятия осуществляют свою деятельность. Эти сценарии планируется встроить в библиотеку бизнес-процессов, которая появится в составе пакета Dynamics.

Ставки сделаны

Интерес Microsoft в отношении рынка программного обеспечения для средних предприятий закономерен. Во-первых, корпорация — крупнейший в мире поставщик программного обеспечения для этого рынка. Во-вторых, от успеха на этом рынке во многом зависит экономическое благополучие Microsoft. В-третьих, и аналитики корпорации, и независимые эксперты уверены в хороших перспективах рынка бизнес-приложений для средних предприятий. Разработка и продажи бизнес-приложений еще не вышли в корпорации на порог рентабельности, тем не менее Microsoft сумеет добиться большого коммерческого успеха, если воспользуется перспективами этого рынка.

Судя по всему, корпорация прикладывает к этому большие усилия. «Мы продолжаем инвестировать в партнерские альянсы, а также в инструменты, которые позволяют персонифицировать взаимодействие более чем с миллионом наших заказчиков», — заявил Балмер.

Также не случайно корпорация предлагает средним предприятиям пакет решений для их автоматизации. Если новая программа лицензирования продуктов окажется достаточно привлекательной и, конечно, если не подкачают партнеры Microsoft, непосредственно работающие с клиентами «средней руки», пакет, состоящий из Office, Centro и Dynamics Suite, станет настоящим бестселлером.

По мнению Мартынова, решение убрать имена Axapta, Navision, Great Plains и Salomon из нового названия бизнес-приложений повлечет дополнительные затраты партнеров и создаст определенные проблемы при продажах в краткосрочной перспективе. Однако эти потенциальные проблемы удастся минимизировать, если Microsoft инвестирует достаточно средств в ребрэндинг и обеспечит создание спроса на продукты семейства Dynamics. Это позволит справиться с возможными спекуляциями со стороны конкурентов и донести до клиентов пользу выбранной Microsoft стратегии развития продуктовой линейки Dynamics.


Новый сервер для рынка средних предприятий

Корпорация Microsoft анонсировала сервер для рынка средних предприятий Centro. На базе нового сервера можно будет формировать инфраструктуру таких компаний. Сам этот продукт стал развитием пакета решений для среднего бизнеса, предложенного корпорацией в июле.

Председатель совета директоров и главный архитектор Microsoft Билл Гейтс представил новый сервер на конференции Microsoft Business Summit.

Разработка Centro велась в рамках реализации планов Microsoft по предложению более унифицированной инфраструктуры компаниям среднего бизнеса. Именно здесь нередко возникают затруднения при выборе базовой компьютерной инфраструктуры, пояснил Стивен Ванрикель, директор Microsoft по вопросам решений для среднего бизнеса.

«Интеграция — вот что отличает Centro от предлагавшихся ранее средств, — подчеркнул Ванрикель. — При установке сервера инсталлируются все продукты сразу, единым потоком. Но что еще важнее, мы проводим в жизнь идею интегрированного управления, добавляя единую консоль для общих задач и возможность вести мониторинг состояния системы. Для всего этого при нынешнем развитии технологий требуется четыре-пять различных инструментов».

Ванрикель сравнил Centro с системой Microsoft для малого бизнеса, в которой несколько продуктов объединены в пакет, простой в установке и управлении.

Centro объединяет целый ряд технологий, которые в большинстве своем войдут в ядро новой версии Windows Server под кодовым названием Longhorn. Среди этих технологий Exchange Server, который фигурирует под названием Exchange 12; сервер защиты, Internet Security and Acceleration Server; продукты из числа технологий системного управления корпорации Microsoft, такие как Systems Management Server и Group Policy Management Console.

Рынок средних предприятий традиционно считается трудным для компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Это связано в основном с размерами и структурой этого рынка, из-за которых целый ряд предприятий оказывается вне досягаемости для торговых представителей, работающих на местах, как пояснил Майкл Черри, ведущий аналитик по вопросам Windows в аналитической фирме Directions on Microsoft.

В то же время размеры компаний среднего рынка, а также их большая гибкость в вопросах установки программного обеспечения составляют две основные причины, по которым такие компании, как Microsoft, Oracle, SAP и IBM, настойчиво пытаются выйти на этот рынок.

«Многие компании уже предлагают ту или иную технологию, — отметил Черри. — Рынок средних предприятий огромен, а в некоторых областях там еще ?не ступала нога человека?. Конечно, информационные технологии применяются, но они не вполне удовлетворяют потребностям средних компаний, и те ищут лучшие варианты».

В июле Microsoft представила Windows Server System с пакетом предложений, ориентированных специально на средние компании. В течение года эта версия предоставляется на специальных условиях. В пакет входят три копии Windows Server 2003 Standard Edition, копия Exchange Server 2003 Standard Edition, одна — Microsoft Operations Manager 2005 Workgroup Edition, а также 50 лицензий на доступ клиентов для каждого сервера Windows Server и Exchange Server. Стоимость одной лицензии составляет около 64 тыс. долл.

Цены на Centro будут примерно аналогичными, хотя Microsoft не называет окончательную сумму. Эти средства появятся в ближайшее время или вскоре после выпуска Longhorn Server, то есть в 2007 году.

Элизабет Монтальбано, Служба новостей IDG, Сан-Франциско