Технологические компании лидируют по информационной открытости

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor?s опубликовало результаты очередного исследования информационной прозрачности (транспарентности) российских компаний, акции которых продаются на фондовом рынке. Как и в прошлые годы, пальму первенства удерживают телекоммуникационные компании, испытывающие наибольшую потребность в привлечении внешнего финансирования.

Исследования прозрачности проводятся для того, чтобы определить, насколько полно компании следуют стандартам раскрытия информации о собственной деятельности. Результатом работы рейтингового агентства является индекс транспарентности, который рассчитывается отдельно для каждой исследуемой компании, а также для страны в целом. Индекс выражается в процентах, он характеризует уровень прозрачности конкретного эмитента относительно максимального уровня (при достижении которого информация по важнейшим параметрам работы компании доступна в полном объеме). Компании оцениваются по сотне критериев, куда входят сведения о структуре собственности и отношениях с акционерами, финансовая и оперативная информация, структура и методы работы совета директоров и руководства компании.

Информационная прозрачность считается одним из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность бизнеса. По данным представителей Московской межбанковской валютной биржи, существует корреляция между динамикой стоимости акций компании и ее индексом транспарентности. Кроме того, по статистике стоимость привлечения заемных средств для эмитентов с высоким индексом транспарентности ниже, чем для более закрытых в информационном плане участнфиков рынка.

Нынешнее исследование S&P проводит в России уже в четвертый раз. По данным этого года, среднее значение индекса транспарентности для 54 крупнейших компаний, вошедших в выборку, составило 50%. В 2002 году, когда исследование проводилось впервые, это значение составляло 34%, таким образом, информационная прозрачность российских публичных компаний растет приблизительно на пять процентных пунктов в год.

Российская телекоммуникационная отрасль в очередной раз продемонстрировала наивысший средневзвешенный индекс транспарентности, который составил 72% (как и в прошлом году), следом за ней с заметным отрывом идет нефтегазовая отрасль, для которой этот показатель равен 56%.

Говоря о том, что стоит за полученными результатами, директор Службы рейтингов корпоративного управления российского представительства S&P Юлия Кочетыгова отметила, что телекоммуникационные компании традиционно нуждаются в значительных финансовых ресурсах. «Они постоянно должны обновлять свои мощности, следовать технологическим изменениям. Для этого им необходимо задействовать все возможности для привлечения финансов по минимальной стоимости, — объяснила Кочетыгова природу откровенности «связистов». — Увеличение транспарентности — это одна из таких возможностей, и они ею пользуются». Текущий ее уровень, похоже, уже является достаточным для того, чтобы компании этой отрасли могли эффективно решать свои задачи».


Самые прозрачные

В первой десятке наиболее информационно открытых компаний — шесть телекоммуникационных

Источник: Standard & Poor?s, 2005