Сотовые операторы на выставке «Инфо?Ком» демонстрировали не только продукты, но и свое понимание цифровой реальности. К примеру, компания «Скайлинк» делала основной упор на многофункциональный портал SkyPoint. Как отметила Раиса Розинова, генеральный директор компании, маркетологи «Скайлинк» имеют все основания предполагать, что сотовый телефон CDMA-2000 у их пользователей, скорее всего, второй, также есть GSM-устройство. Поэтому акцент оператор сделает именно на возможности получить в сотовой сети «Скайлинк» не только безлимитные голосовые тарифы, доступ к Internet по технологии EV-DO?, но и дополнительные сервисы. К примеру, уже вторая версия SkyPoint представляет собой достаточно развитый коммуникационный сервис, позволяющий пользователю управлять всеми типами электронных сообщений — SMS, MMS, голосовые сообщения и т. д. В случае недоступности сотового телефона все вызовы будут переведены на голосовую почту и учтены в журнале вызовов.
Вторая версия многофункционального портала SkyPoint представляет собой достаточно развитый коммуникационный сервис, позволяющий пользователю управлять всеми типами электронных сообщений — SMS, MMS, голосовые сообщения и т. д. |
Есть в SkyPoint и блок хранения информации — там бизнес-пользователь может хранить документы, к которым он имеет доступ. Фактически мобильный офис в виртуальной реальности — свои личные файлы и рабочие документы. Доступ к SkyPoint можно получить с помощью любого канала передачи данных, с сотового телефона — через систему BREW. Для малого и среднего бизнеса предназначена система «Web-стройка», с помощью которой можно создавать типовые Web-представительства из готовых шаблонов. Первую версию компания разработала самостоятельно, а в создании второй версии портала будут участвовать специалисты «КвазарМикро». Пока SkyPoint доступен только в столице, но уже приобрел 14 тыс. пользователей.
Развитие платформы BREW с интерактивными сервисами тоже заявлено в качестве одного из основных приоритетов компании. Однако, если учесть, что абонентская база «Скайлинка» состоит из нескольких сотен тысяч человек, и большинство информационно-развлекательных сервисов они могут получить в GSM-сетях, то этот проект вряд ли получит широкое применение.
В тестовой зоне «МегаФона» всем желающим демонстрировали видеозвонки с помощью телефонов Nokia. Качество было вполне приличным (скорость 354 Кбит/с), а вот звук «притормаживал», да и конференц-связь не была реализована. На стенде компании можно было изучить работу телефонов (помогало меню на русском языке). К сожалению, на практике этот сервис появится не скоро. Во-первых, существуют проблемы частотного регулирования и лицензий на сети третьего поколения в России (решения государственных органов по этому вопросу пока нет), во-вторых, для видеозвонков необходимы значительные инвестиции в мощные каналы связи от базовых станций к опорной сети оператора. По оценкам аналитиков, это обойдется в сотни миллионов долларов.
А вот другой проект компании, реализованный на текущей сети 2,5G, мобильное телевидение, по словам директора по развитию бизнеса «МегаФон-Москва» Василия Кузичева, вполне успешен. Совсем недавно к обычным каналам вещания (спорт, погода, новости) были добавлены реалити-шоу, которые вызвали большой интерес у пользователей. Надо отметить, что данный сервис доступен пока только контрактным абонентам за 19 долл. в месяц и для того, чтобы им воспользоваться, нужно купить одну из 20 моделей сотовых телефонов стоимостью после последнего подорожания от 300 долл.
Кроме того, «МегаФон» анонсировал проект «МегаФонPro» — единый портал для пользователей, на котором будет предоставляться полный спектр информационных и развлекательных услуг. Основой будет SIM-меню пользовательского телефона с минимальным набором ссылок и информации, стандартным для всех региональных компаний. Также до конца ноября будет создан общий для всех компаний WAP-сайт, при входе на который пользователь сможет увидеть региональные новости, погоду, информацию по тарифам и бонусам. Этот сервис будет работать на обычных телефонах с цветными дисплеями и поддержкой технологии WAP over GPRS. Для увеличения скорости работы «МегаФон» внедряет технологию EDGE — из 1,5 тыс. базовых станций в столичном регионе ее поддерживают 500 (по прогнозам 90% продаваемых в России в 2006 году терминалов будут поддерживать EDGE). В «МегаФонPro» будет реализован более удобный механизм совершения мобильных покупок — подтвердить заказ медиа-элемента можно будет простым переходом по WAP-ссылке, а не отправкой SMS.
«ВымпелКом» вместе с Ericsson продемонстрировали услуги на базе IMS (IP Multimedia Subsystem) в мобильной сети. IMS — это платформа предоставления услуг на основе IP, которая «заполняет пространство» между традиционными телекоммуникационными технологиями и Internet-технологиями.
Компания МТС в выставке не участвовала, но NEC — поставщик решений для i-mode (продвигаемой этим оператором) — показала на своем стенде среди прочего ряд новых моделей, поддерживающих этот протокол. Особенного ажиотажа пользователей по отношению к продукции NEC могло и не случиться, но других пользовательских телефонов на выставке не наблюдалось, так что приток заинтересованных посетителей был обеспечен.