«Открытые системы»

С 90-годов в некогда забытой Богом Ирландии стали возникать филиалы крупных компьютерных компаний

По итогам 2004 года EMC оказалась самой быстроразвивающейся среди крупных компьютерных компаний, ее рост продаж, равный 32%, вдвое превышает аналогичный показатель SAP, следующей в этом списке. Такому успеху способствовали, разумеется, удачные внешние обстоятельства в виде увечившегося спроса на системы хранения данных, но не менее важна избранная фирмой техническая стратегия. Сделанный EMC рывок вперед, точнее сказать, успешный выход из сложного положения, имевшего место несколько лет назад, вызывал чувство определенного интереса к тому, за счет чего он удался. Удовлетворить любопытство и поближе познакомиться с методами работы компании удалось благодаря приглашению посетить второй по мощности производственный центр EMC, расположенный в ирландском городе Корк.

Ирландский феномен

За последние десять лет Ирландия, благодаря налоговой подитике властей страны, стала местом расположения производственных мощностей для многих компаний. Показательно, что авиалинии связывают Корк, город, насчитывающий вместе с пригородами не более 300 тыс. жителей, не только со всеми крупными европейскими городами, но и со столицами некоторых восточноевропейских стран.

И все это произошло менее чем за десять лет, центру EMC — всего шесть, но за это время из скромного сборочного производства он превратился в многофункциональное предприятие, где не только собирают все модели накопителей, но и ведут исследования, тестирование проектных решений, здесь расположена глобальная служба дистанционной поддержки. Именно в Корке расположено и особо интересное подразделение под названием Worldwide Executive Briefing Program.

Тестирование начинается со входного контроля комплектующих. На каждое изделие ведется родословная, в ней фиксируется, какие и сколько испытаний ему довелось пройти

В оригинале слово «брифинг» — это не только специализированная встреча с журналистами, к чему мы привыкли, но еще и инструктивное или информационное совещание, в данном случае оно использовано в этом смысле. В рамках программы WEBP созданы все необходимые условия для того, чтобы посещающие компанию представители партнеров, заказчиков и все остальные заинтересованные специалисты, приезжающие со всего мира, могли получить полное представление о деятельности EMC. По словам руководителя WEBP Боба Басилтьере, создание программы стимулировано двумя обстоятельствами. Во-первых, такая высокотехнологичная продукция, как системы хранения, особенно старшего уровня, объективно нуждается в соответствующем ей представлении, компания, подобная EMC, должна иметь свое внешнее лицо. Второе обстоятельство связанно с тем, что о реальном положении дел, о трансформациях, происходящих в EMC, пока известно не слишком много. Ее штаб-квартира расположена в городе Хопкингтон, штат Массачусетс, в месте, когда-то бывшем компьютерной столицей, но уступившем этот титул Кремниевой Долине. Поэтому пребывание в «информационной тени» относится не только к внешнему миру, но даже и к США, где традиционно компания больше привязана к Восточному побережью, чем к Западному.

Несимметричный ответ на внешние угрозы

Имидж EMC складывался с конца 80-х годов, когда бизнес компании с выпуска оперативной памяти перестроился на создание надежных и производительных систем хранения сначала для мэйнфреймов, а затем для мощных Unix-серверов. С тех пор название Symmetrix стало символом мощных накопителей монолитного типа. Позже от компании Data General был унаследован по-своему уникальный модульный дисковый массив высокой готовности Clariion, проходящий по классификации HADA (High Availability Disk Array) и построенный на основе Fibre Channel, где технология Fibre Channel Arbitrated Loop обеспечивала самую высокую для своего времени скорость обмена. Примерно тогда же, где-то в 2000 году, появился файловый сервер типа NAS Celerra File Server, созданный на базе Symmetrix, и коммутационная система Connectrix. Вот, собственно, тот багаж, с которым EMC вступила в новое тысячелетие. Это вступление не было простым и безоблачным, потому что ее практически монопольное положение, сохранявшееся более десяти лет, было нарушено корпорацией Hitachi Data Systems, которая предложила аналогичную линейку продуктов, прежде всего Thunderstorm и Lightning. «Гром» и «Молния» были неплохо восприняты рынком систем среднего и старшего уровня, они же стали выпускаться под марками IBM, Sun Microsystems и Hewlett-Packard.

Реакцию на угрозу со стороны EMC можно уподобить мифическому «несимметричному ответу» советских руководителей Рональду Рейгану на его «Звездные войны» В данном случае ответ оказался действительно асимметричным, за его основу был взят багаж собственных разработок, а также разработок компаний, купленных за последние несколько лет.

Глядя на приобретение таких компаний, как VMware, Documentum, Legato Corporation, и ряда менее известных, гипотетически можно было эту цепочку покупок выстроить в единую производственную программу. С точки зрения организации бизнеса обновленная стратегия компании может быть представлена в виде пирамиды, верхушку ее составляют традиционные для нее решения для нескольких тысяч самых крупных компаний, в которых средства, выделяемые на системы хранения данных, измеряются миллионами долларов. Теперь в поле ее внимания вошли десятки тысяч компаний второго этажа, тратящие на системы хранения сотни тысяч долларов, и образующие основание пирамиды сотни тысяч компаний, ограничивающие свои затраты на те же цели десятками тысяч долларов. Иначе говоря, деятельность EMC диверсифицирована между всем этими тремя уровнями, причем достигается это за счет не только более широкого спектра выпускаемого оборудования, но и программного обеспечения. Например, EMC удалось выйти на седьмое место в мире среди поставщиков программного обеспечения. Примером ПО для малого и среднего бизнеса служит выпущенный в этом году продукт EMC Dantz Retrospect 7, предназначенный для создания резервных копий и восстановления данных, в том числе и в условиях предприятий малого и среднего бизнеса. Он работает под Windows, Mac OS, Linux и Solaris, а его стоимость в зависимости от комплектации варьируется от 300 до 1,3 тыс. долл. Пять лет назад, в период господства Symmetrix, такого быть не могло.

С функциональной точки зрения направление развития компании все больше оправдывает избранный ею девиз: Where information lives. Из того, что было представлено в WEBP, стало ясно, что наблюдается очевидное смещение центра тяжести, он плавно мигрирует из «места, где живут данные» в «место, где живет информация», то есть от аппаратных средств и систем управления хранением данных к управлению контентом, к созданию систем управления жизненным циклом информации. Содержательную сторону наблюдаемого эволюционного процесса образуют не только программные технологии, привнесенные Legato и Documented, но и новые аппаратные разработки. Действуя в этом направлении, EMC разработала Centera, свою первую контентно-адресуемую систему хранения (Content Addressed Storage System, CAS). Для обращения к данным она использует не физические или логические адреса, а адреса, выработанные посредством алгоритма хеширования MD5, где данные для получения адреса обрабатываются с помощью 128-разрядного ключа. Практически единственным конкурентом Centera можно назвать LFCM 100, систему для архивации класса CAS, созданную в компании StorageTek, с недавнего времени вошедшей в состав Sun Microsystems.

Новые технологии для старых данных

Постепенный переход от управления данными к управлению информацией образует новое лицо компании, но пока, на нынешнем уровне зрелости технологий работы с информацией, основой бизнеса и самой EMC и ее заказчиков все же являет работа с данными. В процессе обсуждения с экспертами, работающими в WEBP, обнаружилось, что они сами еще не вполне готовы провести разделение между данными и информацией, это вопрос, еще нуждающийся в дальнейшем исследовании. Поэтому технологии, предназначенные для работы с данными, по-прежнему развиваются и совершенствуются. Одно из новых направлений в этом сегменте получило название BURA от BackUp Restore and Archiving, то есть создание резервных копий, восстановление и архивация. Долгое время не проводилось существенного различия между резервированием и архивацией данных. Но по мере роста объемов данных, с одной стороны, и ужесточением требований, например предъявляемых государственными органами к сохранности архивов, с другой, между этими двумя задачами появился водораздел. Резервировать следует те данные, которые требуются для восстановления работоспособности корпоративной системы, а архивировать менее востребованные, но необходимые с точки зрения долговременного функционирования предприятия. В работе с двумя категориями данных применимы совершенно разные подходы, в первом случае быстрый блочный перенос, во втором классически архивный поиск. Как всегда бывает в подобных обстоятельствах, появилась техническая возможность для создания многоуровневых систем хранения. Это, прежде всего, недорогие системы, построенные на дисках ATA, которые можно интерпретировать как ленточные библиотеки, вместе с ними появилось несколько странное название «дисковые библиотеки». Программное обеспечение позволяет оптимальным образом распределить ресурсы хранения между двумя задачами.

Также целям оптимизации использования ресурсов служат технологии виртуализации, они предназначены в основном для самых крупных сетей хранения SAN. Первыми в этом сегменте появились решения компаний IBM и Hitachi, в 2005 году к ним прибавилось третье — Invista от EMC.

Кузница систем хранения

Предприятие в Корке — новое, нет ничего удивительного в том, что оно соответствует самым высоким представлениям, хотя, в конечном счете, оно сборочное. Электронные компоненты поступают от производителей, расположенных в Юго-Восточной Азии, диски тоже от известных в этой области компаний, есть поставщики конструктивных компонентов, упаковки и т. д. Тестирование начинается со входного контроля комплектующих. На каждое изделие ведется родословная, в ней фиксируется, какие и сколько испытаний ему довелось пройти. Эта база данных требуется для нескольких целей. Во-первых, если в плате обнаружены бракованные элементы, они по возможности заменяются, и плата проходит повторные испытания, причем количество повторов ограничено, при достижении предела плата исключается из последующего использования. Накопленная статистика по неисправностям служит также основанием для совершенствования производственных процессов на предприятиях-поставщиках. Те же данные поступают в сервисный центр, где они могут быть использованы для анализа заявок о неисправностях со стороны потребителей.

Не менее сложным испытаниям подвергаются и готовые накопители, это прохождение через массу разнообразных тестов в промежутках между сеансами в вибро- и термокамерах. Тщательность тестирования прямо пропорциональна стоимости изделий, Symmetrix проходят более жестокие испытания, чем Clariion, и т. д. И все же тщательность испытаний любого накопителя поражает, например, если заказан минимальный комплект, то, и это вполне логично, испытанию подвергается полный, потом из него вынимают лишние диски.

И все же неисправности возможны, для их устранения предназначено несколько диспетчерских центров. Каждое из поставляемых EMC серьезных устройств связано по каналам связи с этими центрами и передает в них свои телеметрические параметры, таким образом осуществляется непрерывный мониторинг. С учетом того что на каждый выпущенный накопитель есть запись в базе данных, открывается возможность для проактивного мониторинга. Центр может узнать о неисправности раньше, чем владелец.

Но самое сильное впечатление оставляет тестовый стенд. Это зал площадью порядка 500 кв. метров, забитый всеми возможными типами накопителей и серверов, объединенных автоматизированной системой коммутации Connectrix. Ресурсы стенда позволяют протестировать любую требуемую конфигурацию, используя локальные терминалы или же дистанционно.