На конференции «Инфотранс» возможная корректировка программы информатизации РЖД не обсуждалась
В Санкт-Петербурге прошла очередная, десятая ежегодная научно-практическая конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте — Инфотранс 2005». После смены высшего руководства ОАО «Российские железные дороги», крупнейшего заказчика на отечественном ИТ-рынке, это был первый масштабный сбор специалистов и менеджеров, которые вовлечены в процесс информатизации на железнодорожном транспорте.
Внешне какие-либо перемены в связи с приходом новой команды топ-менеджеров на конференции не проявились. Большинство опрошенных участников «Инфотранс 2005» их и не ждет.
В РЖД с 1999 года информатизация идет согласно продуманной стратегии. Соответствующие затраты стабильно предусматриваются в бюджете |
Между тем, пожелания нового президента РЖД уже стали причиной появления по крайней мере одного нового проекта, которого ранее не было в планах. Правда, его реализация дополняет программу информатизации, принятую прежним руководством ОАО, а не противоречит ей.
Владимир Якунин сменил Геннадия Фадеева на посту президента РЖД в июне нынешнего года. Лишь в сентябре он подписал приказ о структуре управления компанией и распределении обязанностей между вице-президентами. Все это время он занимался вопросами, решение которых должно предшествовать каким-либо корректировкам концепции информатизации, вероятно, и сейчас некоторые из них остаются открытыми.
Согласно новой структуре управления, вторым человеком в компании стал первый вице-президент Вадим Морозов, который осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью РЖД. В том, что второй человек компании уделяет внимание информационным технологиям, можно увидеть перемены к лучшему.
Однако и в прошлом году «Инфотранс 2005» вел также первый вице-президент «Российских железных дорог» Хасян Зябиров. Правда, тогда первых было несколько, а сейчас один.
Существенное отличие все же не в статусе ведущего, а в том, что Морозов меньше своего предшественника говорил на отвлеченные темы и не устраивал разносов. А, скажем, год назад Зябиров эмоционально — но без конкретных претензий — выразил негативное отношение к внедряемой в компании программной системе от SAP.
По наблюдениям Константина Анисимова, директора департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании «Микротест», по сравнению с прошлым годом, кроме статуса ведущего конференции, немного изменился состав участников. Их стало больше. В остальном же никаких изменений нет.
«В РЖД с 1999 года информатизация идет согласно продуманной стратегии. Соответствующие затраты стабильно предусматриваются в бюджете. Поэтому принципиально менять что-либо нет необходимости», — считает Анисимов.
В то же время благодаря Якунину в «Микротесте» получили неожиданный заказ. Новый глава РЖД пожелал иметь систему индивидуальной видеоконференц-связи с начальниками дорог. В настоящее время на базе оборудования Sony к этой системе подключено пять из 17 дорог; к концу осени будут подключены все.
Для организации, в которой работает 1,2 млн. человек, это не очень большой проект. Та же компания «Микротест» участвует в решении гораздо более глобальных задач в области информатизации РЖД.
Например, в подключении всех тяговых подстанций к единой сети передачи данных. Это необходимо для более экономного использования электричества, затраты на покупку которого существенны, а также для выхода на российский оптовый рынок электроэнергии.
Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design, считает, что позитивных и значительных изменений все же следует ждать.
«Мы рассчитываем, что компанией лучше будет просчитываться экономическая эффективность ИТ-проектов. Она и сейчас просчитывается, но значимость экономических расчетов должна возрасти. Кроме того, можно ожидать того, что программа информатизации РЖД станет более продуманной и в результате все ее направления будут взаимосвязанными», — заявил он.