ITWorldCanada.com, Торонто
По мнению аналитиков, уже к 2008 году предприятия получат возможность оперативно восстанавливать данные в любой момент времени
На рынке систем восстановления данных после десяти лет стагнации наступили очевидные перемены.
«Сильнее всего в глаза бросается явное смещение акцентов от резервного копирования в сторону восстановления», — отметил вице-президент компании Gartner Рэй Паке в своем выступлении на международной конференции, организованной корпорацией Symantec в Нью-Йорке.
По мнению Паке, перемены здесь давно назрели. «В конечном итоге создание резервных копий еще ничего не значит, — утверждает он. — Важна процедура восстановления. Правда, на то, чтобы наконец понять это, у представителей бизнеса — как мелкого, так и крупного — ушло слишком много времени».
Объемы продаж новых лицензий на рынке выглядят весьма впечатляюще — только за 2005 год эта сумма составила 2,5 млрд. долл., и тем не менее рынок топчется на месте, а деньги тратятся в основном на средства резервного копирования (главным образом для сохранения данных на магнитных лентах).
«Но все дело в том, что, даже создав резервные копии всех нужных вам данных, вы не сможете впоследствии восстановить их, и, следовательно, копирование не принесет вам никакой пользы, — утверждает Паке. — Неудивительно, что сегодня конечные пользователи проявляют интерес в первую очередь к средствам восстановления».
По всем имеющимся признакам ситуация должна измениться коренным образом, и произойдет это очень скоро.
По мнению аналитиков, уже к 2008 году предприятия получат возможность оперативно восстанавливать данные в любой произвольный момент времени. Сегодня это невозможно, поскольку на восстановление работоспособности после возникновения логических ошибок в большинстве случаев уходит около суток.
Самостоятельное восстановление
При существующих рыночных тенденциях восстановление своими силами станет возможным уже к 2008-2009 году.
«Вместо того чтобы привлекать к восстановлению специалистов в области ИТ, конечные пользователи смогут выполнить эту процедуру самостоятельно с помощью механизмов самообслуживания, — отметил Паке. — Представители же бизнеса при реализации процедур хранения и эффективного восстановления данных в итоге отдадут предпочтение концепции Single Instance Store (SIS)».
Появление средств SIS и механизмов самостоятельного восстановления в свою очередь станет логическим следствием перехода к непрерывной защите данных (continuous data protection, CDP). Ожидается, что свидетелями этих процессов мы станем в 2007-2008 году. Технология CDP предусматривает концентрацию внимания не просто на диске, а на обеспечении выборочного восстановления.
По словам Паке, сегодня четко прослеживается переход к резервному копированию с диска на диск (а не на ленту). Этот способ становится основным по мере того, как процедура восстановления начинает занимать все больше времени. Соответствующие тенденции будут нарастать вплоть до 2007 года.
Популярность дисков обусловлена их относительно недорогой ценой и высокой производительностью. С появлением интерфейса Serial ATA цены поползли вниз, сделав диски вполне доступным механизмом восстановления. Кроме того, известно, что создание резервных копий часто завершается неудачей, а использование дисков снижает вероятность отказов. Это происходит потому, что диски, на которые копируются данные, физически никуда не перемещаются. Оператор не участвует в процессе, и ошибок становится меньше.
Если в 2005-2006 годах основное внимание предполагается уделить сокращению продолжительности процесса восстановления, то в 2007-2008 годах акценты сместятся в сторону других параметров — уменьшения вероятности потери информации и предоставления конечному пользователю возможности самостоятельно выполнить необходимые процедуры.
По мнению аналитиков, главным вопросом для производителей систем хранения вплоть до 2015 года останется восстановление статических данных.
Место восстановления в списке приоритетов
На конференции Паке огласил результаты проведенного в 2005 году компанией Gartner опроса 1300 ИТ-руководителей, призванного выявить зоны их ответственности.
Главной своей задачей опрошенные назвали управление рисками в сфере ИТ и их снижение. Ключевой проблемой здесь считается обеспечение непрерывности ведения бизнеса и его безопасности. Далее в списке приоритетов речь идет о формировании гибкой инфраструктуры, а одним из основных параметров, характеризующих гибкость инфраструктуры, являются как раз средства восстановления.
Немаловажная роль отводится не только функционалу информационной системы, но и качеству ее обслуживания. ИТ-руководители начинают понимать, что восстановление — это одна из услуг, предоставляемых ИТ-службой конечным пользователям.
«Зачастую люди случайно удаляют нужные файлы, поэтому возможность их восстановления имеет для них критически важное значение», — пояснил Паке. Таким образом, мы имеем полное право заявить, что восстановление занимает одно из важнейших мест в списке приоритетов ИТ-директора.
По словам Паке, на повышение важности роли средств восстановления оказывает влияние и принятие новых нормативных актов: «Выполнение требований нормативных актов способствует развитию как технологий в целом, так и непосредственно систем восстановления. То же самое можно сказать и об управлении рисками. ИТ-службы вынуждены заниматься управлением рисками не только для повышения эффективности, но и для того, чтобы обеспечить соблюдение законодательных норм».
Тиражирование или резервное копирование?
По мнению Паке, механизмы непрерывной защиты данных — это не новый рынок, а всего лишь одна из разновидностей средств формирования моментальных снимков, которые могут применяться при создании резервных копий и восстановлении данных.
Разница заключается в том, что тиражирование не привязано к временной шкале и направлено на устранение только физических ошибок.
«Можно взять существующий механизм тиражирования, добавить к нему механизм индексирования и получить тем самым готовую систему непрерывной защиты данных», — пояснил Паке.
В отличие от этого резервное копирование — независимо от того, создается ли резервная копия на диске или на ленте, — выполняется в какой-то определенный момент времени и позволяет восстановить данные как после физических, так и после логических сбоев.
Чем меньше, тем лучше!
По словам Паке, качество восстановления очень часто можно улучшить за счет уменьшения объема восстанавливаемой информации, хотя эта возможность, как правило, игнорируется пользователями.
«Причина наших бед заключается в том, что мы храним много лишних данных, к которым никогда не обращаемся, — пояснил он. — В типичной информационной среде 70% неструктурированных файлов по прошествии трех месяцев можно смело удалять. Тем не менее они регулярно включаются в резервные копии. А следовательно, почти 70% стоимости создания резервных копий приходится на никому не нужные, устаревшие сведения. Исключив архивирование информации подобного рода, мы можем сэкономить до 70% средств, выделяемых на резервное копирование.