«Директор информационной службы»

Последние покупки, сделанные Oracle, отражают нынешнюю стратегию корпорации
Ларри Эллисон видит новый фокус для своей компании в создании вертикальных решений

В далеких уже 80-х на волне распространения ПК можно было наблюдать активизацию сторонников оптимизации кодов приложений, учитывался каждый бит памяти, каждый тик процессора. В дальнейшем интерес к этому направлению стал резко снижаться, поскольку аппаратная часть решений стала быстро дешеветь, и на первый план вышла скорость вывода продукта на рынок. В настоящее время, когда становится очевидно, что простое наращивание мощностей не всегда является решением проблемы ИТ-поддержки бизнеса, вновь поднимается вопрос об оптимизации, но уже на более высоком — архитектурном уровне, который должен соответствовать новому уровню сложности разрабатываемых систем. Эти проблемы тревожат всех крупных ИТ-производителей, и Oracle — не исключение.

Project Fusion будоражит умы партнеров и клиентов Oracle. Очередному этапу реализации стратегических планов компании была посвящена международная конференция Oracle OpenWorld, прошедшая в конце сентября в Сан-Франциско. Компания постепенно, видимо, по мере развития собственного понимания задачи, знакомит партнеров и клиентов с путями ее решения. В 2003 году на аналогичной конференции была представлена концепция grid-технологий, которая образует базовый уровень всего проекта. Тогда было отмечено, что наращивание вычислительной мощи уже не способно справиться с ростом потока транзакций, и вариантом решения проблемы является распределение нагрузки на множество стандартных серверов. В 2004 году на конференции Oracle OpenWorld обсуждалась концепция Data Hub, которая призвана обеспечить высокое качество данных, распределенных по различным базам данных. Реализация Oracle Data Hub входит в состав решений нынешнего этапа реализации Project Fusion — Fusion Middleware — программного обеспечения промежуточного слоя, которое, фактически, обеспечивает связь между сервисами и уровнем распределенных вычислений в предстоящей реализации Oracle концепции SOA.

«Мы кушаем…»

Конференция происходила на фоне непрекращающейся череды поглощений, которые предпринимает Oracle. Эти события тесно связаны со стратегией развития корпорации. Судя по всему, ее руководство полагает, что приобретать лучшие, зарекомендовавшие себя решения или новые, но весьма перспективные, более выгодно, чем пытаться вырастить их «в своем огороде». Можно вспомнить давнюю попытку приобретения корпорации Apple Computer в рамках проекта создания сетевого компьютера. «Я буду по-прежнему главой Oracle, но весьма вероятно, что стану руководителем Apple», — заявил тогда Ларри Эллисон.

Среди прошлых приобретений, имеющих отношение к текущему проекту, — приобретение в 2004 году начинающей компанией Collaxa, предлагавшей BPEL Server, поддерживающий спецификации BPEL, WS-Addressing, WS-Transaction и WS-Reliable Messaging. Эти технологии заняли ключевые позиции в Fusion Middleware. Интересным приобретением технологического характера стала компания TimesTen, выпускающая программное обеспечение для повышения производительности баз данных. Характерной особенностью этих продуктов является то, что в отличие от СУБД Oracle они хранят наборы данных в памяти, откуда их можно быстро получить. Эта сделка носила также и рыночный характер, предоставляя Oracle новых клиентов TimesTen в основном в области телекоммуникации и финансовых услуг, т. е. именно там, где у компании имеются собственные вертикальные решения.

Безусловно, наиболее интересными и актуальными для инициатив корпорации являются приобретения последнего года. Большинство из них имеет большое технологическое значение для Project Fusion и чрезвычайно полезно с рыночной точки зрения. Они обеспечивают Oracle заметное расширение присутствия и дают в руки корпорации новые вертикальные решения. Последняя задача настолько существенна, что была отнесена Эллисоном в его выступлении к стратегическим направлениям деятельности. 2004 год завершился приобретением поставщика решений класса ERP, компании PeopleSoft, незадолго до этого самой поглотившей J.D. Edwards. Любопытно, что «охоту» за этой компанией вел и один из основных конкурентов Oracle не только в области СУБД, но и в планах реализации SOA — корпорация IBM. Прошлой осенью PeopleSoft и IBM заключили соглашение о создании интегрированной платформы, включающей корпоративные приложения и инфраструктуру. Фактически речь шла об интеграции решений PeopleSoft c программным обеспечением промежуточного слоя IBM WebSphere, включая компоненты WebSphere Portal, WebSphere Business Integration и т. д., то есть о решении той самой задачи, которую поставили перед собой после приобретения PeopleSoft и в Oracle, но, естественно, уже с использованием собственных решений — Fusion Middleware. Несомненным шагом в сторону формирования собственных вертикальных решений послужило следующее за PeopleSoft приобретение компаний ProfitLogic и Retek. Обе компании известны своими продуктами для предприятий розничной торговли, Retek также предлагает программное обеспечение для управления цепочками поставок, планирования производства и спроса. Интересно, что, как и в случае с PeopleSoft, в Oracle вновь обошли своего конкурента, компанию SAP, которая первой предприняла попытку приобрести Retek, но отступила в процессе торгов по ценовым соображениям.

И, наконец, одно из наиболее существенных для Project Fusion приобретений было анонсировано накануне конференции. В середине сентября было объявлено о предполагаемом приобретении компании Siebel, крупнейшего поставщика CRM-решений. Как отмечалось в официальном сообщении, это приобретение соответствует цели Oracle предложить клиентам конкурентоспособный набор приложений масштаба предприятия. С точки зрения корпорации, сегмент CRM является наиболее крупным на рынке приложений масштаба предприятия и Siebel лидирует на нем. Решения Siebel дополнят и усилят копилку Project Fusion, образуя основу для Oracle Fusion CRM. Приобретение Siebel значительно расширило клиентскую базу Oracle, пополнив ее почти 4 тыс. клиентов Siebel.

Кроме того, оно играет большую роль в технологическом отношении. Идеология Project Fusion предполагает наличие архитектуры, управляемой информацией, а CRM обеспечивает один из наиболее значимых потоков этой информации. В данной сделке Oracle также существенно выиграла с точки зрения пополнения библиотеки вертикальных решений. В активе Siebel около двух десятков отраслевых CRM-решений — от аэрокосмической индустрии до транспорта и розничной торговли. Вместе с тем, некоторые аналитики, например из Gartner, считают, что CRM-решение PeopleSoft обладает рядом преимуществ перед Siebel в области идеологии построения продукта, скорости развертывания и простоты эксплуатации. Поскольку оба решения теперь находятся в одних руках, есть возможность использовать лучшие стороны обоих в процессе «разбора» на сервисы.

И, наконец, уже в ходе конференции было получено сообщение о приобретении компании G-Log — поставщика приложений управления транспортом и логистикой. Oracle отмечает, что глобализация, растущая стоимость топлива, активизация использования аутсорсинга и растущее требование безопасности и государства в совокупности с наличием естественных ограничений транспортных ресурсов предполагают использование сложных совершенных транспортных и логистических приложений.

Всех, естественно, волнует вопрос «Кто следующий?» В Oracle утверждают, что в ближайшее время новых приобретений не будет, но, что-то заставляет немного в этом усомниться. Среди очередных кандидатов многие называют BEA Systems. И это естественно. BEA является крупнейшим поставщиком инструментальных средств промежуточного слоя и имеет индустриальные решения для телекоммуникации, финансового сектора и производственных предприятий — там, где у Oracle также есть свои решения. Продукты BEA являются одними из лучших в своем классе и актуальны для Oracle, ведь middleware — важнейшая составляющая Project Fusion; необходимо также отметить, что корпорация поглощает в первую очередь те компании, сфера деятельности которых знакома ей по собственным разработкам.

Три кита архитектуры

Приобретения Oracle адекватны технологическим инициативам корпорации. На конференции Oracle OpenWorld 2005 было дано определение основы Project Fusion — Oracle Fusion Architecture. По утверждению специалистов Oracle, она основана на трех концепциях — Grid Computing Architecture (архитектура распределенных вычислений), Service Oriented Architecture (сервис-ориентированная архитектура) и Enterprise Information Architecture (информационная архитектура предприятия).

Принципы grid computing связаны с согласованным, гибким и безопасным разделением крупномасштабных ресурсов в распределенных системах. Изначально понятие grid architecture определялось примерно как «программно-аппаратная инфраструктура, которая обеспечивает надежный, согласованный, глубокий и недорогой доступ к основным вычислительным ресурсам».

Grid-архитектура образована пятью уровнями: структурный уровень (fabric layer), где определяется интерфейс к локальным ресурсам; уровень связей (connectivity layer), где определяются основные протоколы для сетевых транзакций; уровень ресурсов (resource layer), отвечающий за управление отдельными ресурсами и их мониторинга; общий уровень (collective layer), задача которого — управление глобальным ресурсом и его мониторинг; уровень приложений (application layer), на котором приложения взаимодействуют с разделяемыми ресурсами. В 2003 году Oracle предложила собственную трактовку реализации этой концепции, основанную на средствах кластеризации корпорации Real Application Clusters и реализуемых исключительно на основе программных продуктов серии 10g.

Концепция SOA имеет, возможно, более глобальный характер. Это, скорее, архитектурный стиль, нежели собственно архитектура. В процессе разработки и функционирования различных систем между ними возникают два вида зависимости — реальная (real) и искусственная (artificial). Реальная зависимость определяется тем, что функционирование одной системы зависит от функциональности, предоставляемой другой системой.

Искусственная зависимость определяется наличием определенных условий, которым должна соответствовать система-потребитель для того, что бы воспользоваться услугами системы-провайдера. Бытовым примером реальной зависимости является потребность в электроэнергии, а искусственной — необходимость наличия штепселя конфигурации соответствующей розетке. SOA призвана обеспечить свободное взаимодействие программных агентов, минимизируя искусственную зависимость. При этом концепция сервисов существенно отличается от концепции объектов.

Концепция SOA основана на наличии небольшого количества простых и универсальных интерфейсов для всех участников взаимодействия и конструировании описательных сообщений с помощью расширяемой схемы, определяемой интерфейсами. Следует отметить, что нельзя ставить знак равенства между архитектурой Web-сервисов и SOA. Web-сервисы могут реализовывать концепцию SOA, если интерфейсы основаны на Internet-протоколах, таких как HTTP, FTP, SMTP; за исключением случая передачи двоичной информации, сообщения должны быть реализованы в XML. Наиболее распространенным стилем Web-сервисов является стиль, основанный на протоколе SOAP и описании сервисов с помощью языка WSDL. Именно его придерживается Oracle в своей Web-реализации SOA.

Введенное Oracle в профессиональный оборот слово fusion (буквально «смесь») призвано обозначить неструктурированный набор сервисов, имеющих в настоящий момент Web-природу, которые организуются в некоторые целенаправленные структуры под управлением информации (например, бизнес-моделей). Концепция очень перспективная, но весьма широкая, допускающая, как и ее прототип SOA, большую вариабельность в реализации. История движения Oracle к Project Fusion имеет небольшую продолжительность во времени, но длительную предысторию. Принципиальный шаг в направлении Web-реализации SOA (тогда это понятие еще не фигурировало в ИТ-прессе) был сделан в середине 90-х годов, когда в результате попыток реализации объектно-ориентированных механизмов в Oracle добавили в свою реляционную СУБД возможность хранить объекты — наборы вложенных структур. В результате это дало возможность Oracle определять тип своей СУБД, как объектно-реляционный. Разработка не нашла в то время особенно широкого применения, но дала возможность корпорации в 2002 году, когда пришло время XML, легко организовать хранение XML-документов (проект XDB), поскольку они также представляют собой наборы вложенных структур. Другим принципиальным шагом в направлении Project Fusion послужил переход компании на Java. Тенденция смены языка разработки наметилась в 2001 году. Примечательно, что в то время в центре внимания ИТ-специалистов были Web-сервисы и именно они предполагались в качестве основного инструмента развития архитектуры бизнес-приложений в будущем. Корпорация внесла в Oracle 9i Application Server поддержку ряда стандартов Web-сервисов.

И, наконец, Enterprise Information Architecture образована в результате объединения стратегических планов предприятия с архитектурой его данных, приложений и аппаратной архитектурой. Она образована тремя составляющими:

  • Архитектура бизнеса (business architecture), включающая в себя модель данных (corporate data model), функциональную модель бизнеса (function model), модель взаимодействия данных и бизнес-процессов (interaction model) и текущей модели систем (Current Systems Model).
  • Техническая архитектура (Technical Architecture), имеющая отношение к техническому окружению бизнеса.
  • Организационная архитектура бизнеса (Organization Architecture), описывающая бизнес-процессы, выполняемые каждой организационной единицей предприятия.

Enterprise Information Architecture позволяет:осуществлять приоритезацию проектов, проектирование хранилищ данных и операционных баз данных, избавиться от различного рода избыточности и многое другое.

В настоящее время, как свидетельствуют представители корпорации, Oracle Fusion Architecture включает в себя: Oracle Grid Infrastructure, Oracle Fusion Service Registry (реестр сервисов, описанных с помощью WSDL), Oracle Fusion Service Bus (сервис-ориентированная технология интеграции приложений), Business Process Orchestration (инструментарий для переложения бизнес-процессов на сервисы и управления ими, основаный на BPEL), Business Intelligence и Business Activity Monitoring (средства анализа информационных потоков, критических для структуры сервисов), Unified Portal (инструмент организации совместной работы и представления информации, основанный на Oracle Collaboration Suite).

Гвоздь программы

Нет сомнения, что основной темой конференции была презентация Oracle Fusion Middleware, происходившая на фоне анонса Oracle Application Server 10g Release 3, который появится в конце 2006 финансового года и будет обеспечивать взаимодействие с Microsoft .Net, IBM WebSphere и многими другими платформенными системами. Эти возможности корпорация положила в основу Hot-Pluggable Architecture, возможности построения смешанных решений, включающих в себя элементы Oracle Fusion Middleware. Перспективный выпуск сервера объявляется наиболее полной платформой для реализации SOA — естественно, в Web-интерпретации Oracle. Помимо улучшенной поддержки различных инструментов Java, например организации поддержки для Enterprise Java Beans 3.0, Java 5 и J2EE 1.4, пользователям будет предоставлена возможность модифицировать или добавлять бизнес-правила без последующей «ручной» модификации кода приложений.

Сервер приложений образует основу программного обеспечения промежуточного слоя. Сотрудники Oracle любят рисовать картинку, хорошо иллюстрирующую новую архитектурную концепцию.

В будущем любой из квадратиков этой схемы может быть заполнен решениями других компаний, сертифицированными Oracle на совместимость с этой архитектурой, т. е. обладающими необходимой интероперабельностью и функциональностью.


BI на рабочем месте руководителя

О месте инструментов бизнес-аналитики в прикладных системах Oracle рассказывает вице-президент корпорации по стратегии в области CRM-приложений Крис Леоне.

Какую роль будут играть средства бизнес-аналитики в Project Fusion?

Крис Леоне: «Концепция Data Hub позволяет создать единые библиотеки данных»

BI — один из путей оказания помощи в разработке так называемых «приложений, управляемых информацией» (information driven application). Если мы сформируем транзакционную и аналитическую информацию и представим их пользователю одновременно, то он более обоснованно сможет принять решение при взаимодействии с транзакционным приложением. Мы идем дальше и внедряем аналитическую информацию непосредственно в презентацию информации транзакционной. Например, менеджер по персоналу, рассматривая очередную кандидатуру, будет иметь возможность немедленно просмотреть ее трудовую биографию за последние три года, что бы принять решение об очередном назначении. Другой возможной задачей является формирование приборных панелей (dashboard) для предоставления всех необходимых данных топ-менеджерам от момента получения информации, на которую необходимо обратить внимание, до момента принятия решения о том, что необходимо предпринять.

Еще о приборных панелях. Бытует мнение, что использование методологии KPI устраняет необходимость использования подобных инструментов. Вся аналитика сводится к анализу динамики нескольких чисел. Есть ли нечто подобное в решениях Oracle?

Oracle имеет средства поддержки методологии BSC. Эти средства позволяют разрабатывать разнообразные метрики, каскадируя их на разные уровни управления. Но традиционно эта идеология отделена от процесса ежедневного принятия решения. Она прекрасно адаптирована для соотнесения результатов деятельности со стратегическими целями предприятия, но мало помогает в тактическом управлении.

Качество данных — один из основных факторов обеспечения результативности и эффективности BI-решений. Как инструментарий Oracle, который помогает обеспечить необходимое качество данных?

С технологической точки зрения для организаций, которые проектируют такие объекты, как хранилища данных или «информационные лавки» у нас имеются аналитические технологии, в частности, средства добычи данных, инструменты ETL и т. д., которые фактически являются средствами поддержания качества данных. С точки зрения организации приложений, взаимодействие Oracle e-Business Suite и Oracle — BI помогает клиентам понять причины снижения качества данных. Кроме того, концепция Data Hub позволяет создать единые библиотеки данных для всех пользователей и приложений предприятия, что обеспечит в результате необходимое качество данных.

Руководители ценят аналитические возможности, но им также хочется приступить к активным действиям. Каким образом они, используя решения Oracle, могут организовать обратную связь в управлении?

Можно обратиться к возможностям «приборных досок» и за счет механизма drill down понять причину тех или иных изменений. Это то, что мы называем бизнес-аналитикой в контексте транзакционных систем.

Поиск наилучшего решения может занять много времени; можно ли здесь помочь руководителю?

Да, мы предоставляем клиентам возможность использования предопределенных стратегий поведения и направляющего анализа.

Общая стоимость владения BI-приложениями нередко очень высока, во многом за счет стоимости труда экспертов. Как предприятия могут снизить свои расходы здесь?

Эффект достигается за счет внедрения элементов бизнес-аналитики в операционные (или транзакционные) системы. Пользователь имеет всю необходимую и понятную ему аналитику непосредственно на своем рабочем месте.