Для Литвы, не имеющей собственных нефтяных месторождений, использование атомной энергии для выработки электричества — единственный выход. К тому же за счет относительной дешевизны ядерного топлива электроэнергия, вырабатываемая АЭС, также недорога. Однако к использованию «мирного атома» всегда относились настороженно. А после аварии в Чернобыле, случившейся в середине 80-х, настороженность возросла многократно
На Игналинской АЭС, о которой пойдет речь, при строительстве было установлено два блока с реакторами именно «чернобыльского типа». Это во многом предрешило дальнейшую судьбу станции: после аварии встал вопрос о ее закрытии. Более того, требование ликвидации Игналинской АЭС выдвинул Евросоюз, к которому Литва присоединилась в мае 2004 года. Это требование можно объяснить как страхом перед аварией, так и экономическими соображениями. Поэтому, согласно принятому соглашению 31 декабря 2004 года, на станции был остановлен первый блок. Второй планируется остановить в 2009 году.
С середины 90-х на Игналинской АЭС осуществлялось множество проектов, посвященных безопасности. Одним из них стал проект по внедрению «Системы управления надежностью и техническим обслуживанием». Основу проекта составила шведская система IFS Applications, рекомендованная руководству АЭС шведской стороной.
Группа внедрения была сформирована из специалистов Игналинской АЭС, представителей компании IFS и шведской программы обеспечения безопасности АЭС — SIP, а также сотрудников американской компании Stone&Webster.
К настоящему моменту на базе системы создан реестр оборудования станции. В основу реестра положен проектный документ «Единая маркировка монтажных единиц оборудования ИАЭС». Пользоваться последним как таковым было сложно из-за наличия дублирующих друг друга записей, а также случаев изменения структуры кода оборудования в ходе его эксплуатации. Впрочем, подобные проблемы являются традиционными при составлении, например, единых справочников в ходе внедрения систем автоматизации в различных отраслях промышленности.
В конце 90-х на станции было осуществлено внедрение процедуры корректирующего ремонта. Сегодня устранение дефектов производится с помощью модуля «Наряд-заказ», входящего в решение IFS «ТО и Ремонты» (ТОиР).
«Данная процедура позволяет держать под контролем все записи по дефектам оборудования АЭС, систематизировать их и быстро реагировать на изменение ситуации, а исходная информация стала доступна как планировщикам, так и аналитикам, — рассказал Владимир Гусев, руководитель группы внедрения и сопровождения системы. — Ведущие специалисты по эксплуатации получили возможность контролировать процесс устранения дефектов на всех его стадиях и управлять параметрами планирования этих работ».
История дефектов хранится в базе данных, доступ к которой открыт для тех пользователей, кому это необходимо.
В 2002 году на АЭС для управления процессом создания зон ремонта с отключением оборудования была внедрена процедура «Заявка на вывод в ремонт оборудования». Она значительно упрощает процесс согласования и проверок, предшествующих подобным видам ремонта.
Для такой разновидности ремонтов, как «ремонты по состоянию», разработана соответствующая форма регистрации параметров, которые используются для индикации неполадок с оборудованием.
В 2004 году на станции используется функциональный модуль «Управление старением оборудования». Особенность данного вида ремонтов — периодический контроль состояния оборудования, не подлежащего в силу своих особенностей регламентным ремонтам вплоть до износа. Проще говоря, такое оборудование не ремонтируется, но с исчерпанием сроков службы полностью подлежит замене. Срок службы прогнозируется каждый раз на определенный период, и вероятность ошибки прогноза должна быть сведена к минимуму, если не исключена вовсе. По словам Гусева, система управления старением довольно удачно вписалась в ТОиР. Для данного типа управления осуществляется ввод значительно большего объема информации, чем при обычном ремонте, и на основе ее анализа на очередном этапе эксплуатации принимается решение — продлить эксплуатацию оборудования или нет.
Также реализованы возможности по планированию технического обслуживания. Здесь основой является штатная система регистрации регламентных ремонтных работ.
Работы по внедрению и адаптации IFS Applications на АЭС осуществлялись и осуществляются специалистами станции. Техническое сопровождение поначалу выполняла шведская сторона. Но это создавало понятные сложности, так что с 2000 года договор на техподдержку и услуги по внедрению части функций системы был заключен с российской компанией ФОРС — партнером IFS.
Проблемы, нюансы…
Внедрение автоматизированных систем практически никогда не проходит без проблем. Своего рода дамокловым мечом над коллективом станции висит соглашение о предстоящем закрытии АЭС. Это основной мотив отказа что-либо менять в своей работе любого менеджера, любого специалиста станции.
«Внедрение системы управления класса ERP по определению должно начинаться с пересмотра традиционных процессов управления, — заметил Борис Малков, руководитель ИТ-бюро отдела автоматизации Игналинской АЭС, технический руководитель проекта. — Фактически на ИТ-службы возлагаются функции по пересмотру процессов управления, подлежащих автоматизации, а также обучению владельцев данных процессов управлять по-новому, что не совсем правильно».
Речь идет о пересмотре базовых процедур управления предприятием (закупка товаров и услуг, управление запасами, проектами, собственно производством продукции и т. п.). Но заниматься всем этим в условиях грядущего закрытия станции топ-менеджмент считает излишним, хотя именно первые лица предприятия должны быть движущей силой внедрения подобных систем.
Следствием своего рода «чемоданных» настроений, а также статуса АЭС как государственного предприятия является тот факт, что для руководства станции задача повышения эффективности не является приоритетной, и на АЭС продолжают функционировать несколько десятков приложений, как разработанных собственным ИТ-отделом, так и специализированными компаниями.
Несмотря на то что система IFS Applications вполне могла быть применена для управления финансами, запасами и т. п., что на первый взгляд было бы логично, на АЭС функционируют две системы категории ERP. Вторая система — Microsoft Axapta, с помощью которой автоматизирован финансовый и бухгалтерский учет и ряд других задач. Это связано в том числе с тем, что в Литве нет компании, которая обеспечила бы надлежащую локализацию учетных модулей IFS Applications.
Это не весь перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться при внедрении на АЭС информационной системы. Стратегию внедрения тоже нельзя назвать идеальной. Так, по словам Гусева, первоначальные цели проекта не имели четкой формулировки, «не были проработаны критерии приемки работ, уровень привлеченных специалистов не соответствовал масштабности системы». В результате ряд функций IFS Applications был попросту отброшен (например, анализ ремонтов по стоимости); до сих пор не востребованы в полном объеме модуль управления закупками и др.
Реальное положение дел вынуждает искать компромиссные решения. Например, на станции длительное время эксплуатируется финская система управления документацией ARKI. В IFS Applications можно встроенными средствами «привязать» документы, схемы. Однако из нежелания менять традиции и необходимости учесть наличие пользователей, не работающих с системой управления, на станции ежедневно производится миграция массива ссылок из ARKI. Только так можно извне воспользоваться накопленной в ARKI базой документов.
Проблемы возникают и из-за того, что каждое подразделение станции стремится решать свои задачи, не пытаясь выяснить, насколько они сходны с задачами соседнего подразделения. Это ведет к тому, что одновременно эксплуатируются по нескольку вариантов программных средств со сходными функциями.
О хорошем
Так или иначе, информационная система на Игналинской АЭС работает и ежедневно помогает сотрудникам станции в их кропотливом и ответственном деле обеспечения безопасного функционирования оборудования. То есть задача безопасности достаточно успешно решается с помощью современных средств. У системы сегодня более 800 пользователей; примерное количество ежедневных транзакций — 30 тыс.
Система по мере возможностей совершенствуется. Руководители подразделений отмечают, что ее использование заметно сокращает время обработки информации по сравнению с журнальной формой ведения записей. Кроме того, отпадает нужда в частых оперативных совещаниях, излишних перемещениях по территории АЭС, протяженность которой составляет около двух километров. Большая часть специалистов станции осознают, что наличие единой базы данных экономит их рабочее время, а принятие решений, благодаря наличию необходимой информации, стало более обоснованным.
Осуществлена связь системы с АСУТП ТИТАН, аккумулирующей данные о десятках тысяч параметрах и используемой для оперативного управления оборудованием блоков. Ряд данных системы ТИТАН требуются для осуществления ремонтов «по состоянию». Специалистами ИТ-службы станции разработан конвертер для передачи данных из системы ТИТАН. Планируется интеграция с Microsoft Axapta на уровне нескольких базовых справочников, в том числе и справочника материалов, а также обмен данными по использованию материалов в ремонте.
Не смотря ни на что, внедрение информационной системы на ИАЭС продолжается. В частности, ведутся работы по расширению функций решения IFS ТОиР, идет процесс внедрения модулей закупок, склада. Однако бурного развития ИТ на станции не предвидится.
«Разумным будет использовать то, что накоплено», — отметил Малков.
Уже десять лет на АЭС для планирования планово-профилактических ремонтов энергоблоков используется система календарно-сетевого планирования Primavera. По мнению ИТ-специалистов станции, эта система эффективна для планирования проектно-ориентированных работ, к ним можно отнести и снятие энергоблока с эксплуатации. В дальнейшем, для организации управления процессами демонтажа оборудования, его продажи и т. д., может понадобиться интеграция Primavera с системами IFS Applications и Microsoft Axapta, чтобы воспользоваться накопленными в них актуальными данными.