DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия
Что IDF Taiwan значит для тайваньской ИТ-индустрии и почему этот региональный форум вызывает больший резонанс, чем IDF Russia
Являясь одним из центров современной ИТ-индустрии, Тайвань по большому счету лишь раз в год запланированно привлекает к себе пристальное внимание ИТ-сообщества — в начале лета, когда в Тайбэе гремит Computex, вторая по масштабам в мире и крупнейшая в Азии компьютерная выставка. Между тем ежегодно здесь проводятся десятки других выставок и конференций, размером поменьше, но иногда тоже небезынтересных. В их числе — дважды в год — Intel Developer Forum.
С Computex, конечно, мероприятие это не имеет смысла сравнивать, но все остальные здешние форумы ИТ-индустрии, включая Taitronics, вторую по величине тайваньскую ИТ-выставку (в нынешнем году она, кстати, непосредственно предшествовала IDF Taiwan), вызывают меньший интерес со стороны как производителей, так и заказчиков. На таком фоне IDF Taiwan смотрится вполне выигрышно, что вряд ли может кого-то удивить. Проведение региональных форумов для разработчиков в Intel поставлено на поток, который обслуживает опытная интернациональная команда хорошо знающих свое дело менеджеров. В Intel просто не могут себе позволить, чтобы организационная планка IDF опускалась ниже определенного, довольно высокого, уровня.
Караван IDF обычно начинает свое путешествие по миру примерно через месяц с небольшим после главного и самого многочисленного форума в США. В последние годы в Intel, по сути, приучили ИТ-индустрию дважды в год сверять часы по Санта-Кларе, где находится штаб-квартира корпорации. За полгода планы Intel по выпуску новых процессоров и чипсетов успевают обрасти многочисленными слухами (значительная их часть зарождается на Тайване), и IDF представляет собой удобную возможность получить сведения о компьютерных платформах завтрашнего дня, что называется, из первоисточника.
В Intel называют IDF своего рода камертоном для ИТ-отрасли, и с этим многие соглашаются. Но является ли IDF Taiwan таким же камертоном для отдельно взятой тайваньской ИТ-индустрии, которая играет одну из ведущих ролей в пресловутой «экосистеме Intel»? В Тайбэе знают, возможно, чуть больше о взаимосвязях Intel и тайваньских компаний, и потому само по себе растяжимое понятие «экосистема» обретает здесь более конкретный смысл. На Тайване Intel связывают не только с поставками микросхем, внедрением передовых системных и периферийных интерфейсов и сертификацией микросхем и модулей памяти. Здесь уверены, что для многих тайваньских компаний Intel также является заказчиком. Так, корпусную упаковку микросхем в Intel отводят компании ASE, а производство материнских плат — ASUSTeK и Foxconn.
Все это, впрочем, в ходе IDF Taiwan остается за кадром, а в кадре — исполнительный вице-президент корпорации и генеральный менеджер подразделения Intel Communications Group Шон Мэлоуни, повторяющий слова генерального директора Intel Пола Отеллини, сказанные им в ходе августовского IDF в Сан-Франциско, о том, что в ИТ-индустрии вновь начинается подъем. В Тайбэе были немного разочарованы отсутствием самого Отеллини, ведь в былые годы сюда неоднократно приезжал его предшественник Крейг Барретт — нынешний председатель совета директоров. Для Тайваня подобные вещи важны во многом по политическим соображениям. Но еще, думается, присутствие первого лица могло бы в какой-то степени компенсировать тот факт, что основное содержание тайбэйского форума большинству его участников было уже неплохо известно заранее.
Казалось бы, где Intel проводить региональный форум для разработчиков, как не на Тайване. Это ведь не как в Москве, где в дни дебюта IDF Russia в октябре 2002 года многие из присутствовавших в здании президиума РАН задавались вопросом, кто же эти разработчики, которые, по замыслу организаторов, должны составить основной костяк участников форума, то ли это разработчики нефтяных месторождений, то ли — программного обеспечения. Концентрация ИТ-разработчиков на Тайване, как минимум, одна из самых высоких в мире. Но проблема в том, что многие тайваньские компании имеют офисы в Кремниевой Долине (или поблизости от нее) либо достаточно солидные бюджеты исследований и разработок, чтобы посылать своих инженеров на IDF в Америку. Либо и то и другое. Да и тесные связи, которыми тайваньская ИТ-индустрия связана с Intel, подразумевают наличие многих других каналов получения свежей технической информации помимо IDF.
Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии |
Вследствие всего этого IDF Taiwan здешней ИТ-индустрии представляется в первую очередь чем-то вроде ритуала. Лишний раз засвидетельствовать свое почтение лидеру мировой полупроводниковой индустрии небесполезно для практически любой тайваньской компании, но при этом основная нагрузка по извлечению реальной пользы из своего участия в конференции приходится на внепротокольные мероприятия и неформальное общение в кулуарах. К моему немалому удивлению, даже выставка ИТ-решений, которая традиционно сопровождает IDF в качестве наглядного пособия по изучению экосистемы, собрала в Тайбэе лишь около двух десятков тайваньских компаний (остальная часть экспозиции была представлена зарубежными компаниями и отраслевыми ассоциациями), пять из которых при ближайшем рассмотрении оказались производителями процессорных систем охлаждения.
IDF Taiwan отличается от IDF Russia не только тем, что в Москве нет здания, столь же удобного для проведения подобных мероприятий, как Taipei International Convention Center, а потому организаторам порой приходится прикладывать поистине титанические усилия, чтобы соответствовать внутрикорпоративным стандартам логистики IDF. Располагая внушительным портфелем ведущихся в России собственных исследований и разработок, в Intel получают возможность более глубокой локализации программы IDF Russia и дифференциации форума по отношению не только к аналогичным региональным мероприятиям, но даже и к главному — калифорнийскому форуму. А отсутствие в России должного количества внятных ИТ-выставок делает IDF Russia еще более привлекательным в глазах ИТ-сообщества.
С другой стороны, IDF Taiwan окружает своего рода ореол эксклюзивности, и отчасти такое восприятие оправданно. К примеру, в ходе форума в Тайбэе была впервые продемонстрирована технология под кодовым названием Robson, которая предполагает использование флэш-памяти в качестве энергонезависимого буфера, позволяющего ускорить начальную загрузку системы и запуск приложений. Об этом узнали многие в мире, хотя детали технической реализации технологии Robson в рамках IDF Taiwan представлены не были. Для сравнения: «показательные выступления» в ходе IDF Russia процессоров Sossaman (будущий Xeon на основе ядра Yonah, предназначенный для систем с пониженным энергопотреблением, в частности, ультратонких серверов-лезвий) и Monahans (следующее поколение архитектуры XScale) за пределами стран бывшего СССР остались почти незамеченными. Ларчик открывается просто. В Москве нет корреспондентов ведущих мировых ИТ-изданий, в которых о России вспоминают по большей части лишь при появлении «из наших недр» очередного разрушительного вируса или сверхизобретательного хакера-самородка. Свои хакеры и вирусописатели есть во многих странах. Есть они и на Тайване — возможно, то досадное, но все же лишь небольшое дополнение к той внушительной части экосистемы, которая остается за кадром даже в дни IDF Taiwan.