«Директор информационной службы»

В последнее время все чаще в компаниях задумываются о рационализации своих расходов

Понятие «логистика», само по себе имеющее немало определений, в последнее время — особенно за рубежом — начинает вытесняться не менее расплывчатым словосочетанием «управление цепочками поставок» (Supply Chain Management, SCM). Вместе с тем в масштабах относительно небольших предприятий термин «логистика» хорошо отражает актуальный для них класс задач управления материальными и информационными потоками внутри предприятия (прежде всего, в складском хозяйстве), а также между предприятием и контрагентами. Однако при этом нередко упускается из виду экономическое содержание этого понятия, которое определяется и как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». Такому пониманию логистики была посвящена конференция «Задачи оптимизации логистической цепочки товаропроводящих сетей и логистических операторов», организованная компанией i2.

Елена Павлова считает, что лишь на немногих предприятиях специалисты могут оценить среднее время предоставления услуг

По словам Елены Павловой, генерального директора компании «Тренд», которая специализируется на прикладном консалтинге в области оптимизации и управления затратами, в последнее время все больше компаний задумывается о рационализации своих расходов. С ее точки зрения, на любом предприятии должно существовать подразделение, которое занималось бы этими вопросами; в его состав должны входить в основном специалисты по логистике, ведь решение именно логистических задач является наиболее затратным. Увы, в большинстве отечественных компаний логистику принято ассоциировать с административным, а не с экономическим аспектом решения транспортных, таможенных и складских задач. Однако если затраты на закупку материалов для производства не увязываются с расходами на их транспортировку, о рационализации деятельности говорить не приходится. Сказанное справедливо и для предприятий, занятых в сфере нематериального производства, в частности, предоставляющих складские услуги.

По мнению Павловой, целью логистики вне зависимости от рода деятельности предприятия является рационализация расходов. На пути к этой цели возникает ряд проблем. Прежде всего, это сложившаяся практика разнесения расходов по разным структурным подразделениям, которая не дает возможности анализировать все затраты в совокупности. Еще одна серьезная проблема — отсутствие управленческого учета на большинстве предприятий. Когда возникает необходимость познакомиться со структурой расходов, посмотреть, сколько зарабатывает и сколько тратит каждое структурное подразделение, в лучшем случае оказывается доступен отчет о прибылях и убытках. Практика учета затрат по месту их возникновения — редкое явление. Тормозит рационализацию расходов и отсутствие адекватной системы показателей качества собственной работы; к созданию подобной системы относятся формально, рассматривая ее в контексте получения какого-либо сертификата, например, на соответствие ISO 9000. Почти повсеместно не делается даже попытка структурировать данные, имеющиеся на предприятии. В частности, справочники поставщиков часто содержат только их реквизиты и не включают в себя какие-либо оценки их деятельности в соответствии с формальными критериями. Довольно редко специалисты предприятий имеют отчетливое понимание структуры материальных и информационных потоков.

Многие затрудняются в определении совокупности торгуемых товаров. Павлова привела пример компании, которая, как утверждали ее руководители, торговала канцелярскими товарами; но в процессе аналитической работы обнаружилось, что значительную долю ассортимента составляют продукты питания и электроприборы, в классификаторах действительно разнесенные по категориям канцелярской продукции. В данной ситуации не может быть и речи о рациональном планировании; как следствие — избыточные страховые запасы. Применительно к созданию информационных систем это оборачивается приобретением программных продуктов, которое повсеместно предшествует решению проблем учета, в частности формированию работоспособных, пригодных для проведения аналитической работы справочников.

Как утверждает Павлова, склад является проекцией всего предприятия. В ряду типичных проблем данного отдела: несогласованность с другими подразделениями, длительность оформления сопроводительной документации и т. д. Объясняются эти проблемы отсутствием системы учета, критериев оценки собственной деятельности и структурированных данных. По словам Павловой, лишь на немногих предприятиях, оказывающих складские услуги, специалисты смогли оценить среднее время предоставления тех или иных услуг. Причины недостатка качественных предложений на рынке складских услуг многообразны; среди них — неумение прогнозировать движение рынка, разрабатывать инвестиционные проекты, выбрать адекватную учетно-складскую систему и т. д. Спрос на услуги складов и распределительных центров растет, однако лишь считанное число предприятий в столичном регионе (не более десяти) в состоянии соответствовать требованиям, которые обеспечивают всего лишь нормальное функционирование предприятия в российских условиях. Общий дефицит складских площадей в сочетании со складскими услугами в Москве и Московской области составляет около 3 млн. квадратных метров. Примерно 90% опрошенных компаний-потребителей складских услуг отметили, что они передали бы в аутсорсинг не только складскую деятельность, но и управление запасами, однако не могут найти достойных предложений.

На помощь отечественным предпринимателям спешат зарубежные компании, предлагающие различные логистические решения, в том числе классов WMS (warehouse management system) и SCM. Как отметил региональный менеджер по складам и дистрибуции компании Maersk Logistics Андрей Павлютин, если еще лет десять назад в зарубежных компаниях логистику относили к сфере компетенции бэк-офиса и рассматривали исключительно как источник затрат, то сейчас решения этой категории относятся к числу стратегических. С его точки зрения, у большинства компаний сегодня две важнейшие проблемы: увеличение объемов продаж и разработка адекватной цепочки поставок, а также высвобождение средств на разработку новой продукции. Важно занять и удержать заметную позицию на рынке, что во многом обусловлено поддержанием ценности брэнда для потребителя. Плохо работающая цепочка поставок снижает ее, а также приводит к замораживанию средств предприятия в избыточных товарных запасах.


Спрос и предложение

Причины недостатка качественных предложений на рынке складских услуг многообразны; среди них — неумение прогнозировать движение рынка, разрабатывать инвестиционные проекты, выбрать адекватную учетно-складскую систему и т. д. Поэтому считанное число предприятий в столичном регионе соответствует требованиям, которые обеспечивают нормальное функционирование предприятия