Служба новостей IDG, Париж
Корпорации предстоит пережить перестройку и смену приоритетов
Билл Гейтс подтвердил существование обширного плана по реструктуризации деятельности корпорации Microsoft, связанной с разработкой. По его словам, основная цель этих мероприятий— быть готовыми к отражению новых угроз, а также использование возможностей, открывающихся благодаря быстрому развитию Internet-сервисов.
В письме к топ-менеджерам корпорации, разосланном по электронной почте 30 октября, председатель совета директоров и главный архитектор Microsoft утверждает, что вычислительная отрасль переживает очередное «кардинальное изменение», которое требует от его компании большей концентрации на Internet-сервисах при разработке новых продуктов и технологий.
Рей Оззи первым из топ-менеджеров Microsoft заговорил о бизнес-модели, позволяющей зарабатывать деньги на Internet-сервисах |
«Сейчас мы можем использовать Internet для того, чтобы сделать программное обеспечение значительно мощнее за счет реализации сервисной модели, — пишет Гейтс. — Однако для того, чтобы быть впереди, мы должны делать намного больше… Мы будем создавать свои стратегии, опираясь на Internet-сервисы».
Письмо Гейтса было опубликовано в Wall Street Journal в первых числах ноября. Представители Microsoft уже подтвердила аутентичность письма и тех его фрагментов, которые были процитированы в Wall Street Journal.
По мнению Гэри Барнетта, директора английской аналитической компании Ovum, с точки зрения производителей и потребителей, это означает, что стратегическое направление, заданное Гейтсом, приведет к появлению значительно большего числа программных приложений, предоставляемых по Web как сервисы и поддерживаемых средствами, получаемыми от рекламы или за счет абонентской платы.
В своем письме Гейтс во многом повторяет внутренний меморандум Рея Оззи, недавно назначенного директора Microsoft по технологиям. В своем документе Оззи говорит о появлении бизнес-модели, позволяющей компаниям зарабатывать деньги на Internet-сервисах, финансируемых за счет рекламы. Он также отметил успех ряда компаний, предлагающих интерактивные сервисы, в том числе Google и Skype Technologies.
Оззи считает, что можно получать значительно больше доходов, предлагая программное обеспечение и услуги, финансируемые за счет рекламы, чем опираясь на традиционную модель лицензирования программного обеспечения. Если Microsoft не будет реагировать быстро и решительно на изменение рынка, то, как пишет Оззи, она рискует не сохранить себя «в том виде, как она есть».
Эти внутренние меморандумы подчеркивают серьезность, с которой Microsoft воспринимает угрозу, создаваемую новыми Internet-сервисами и приложениями. Они также проливают определенный свет на анонс, сделанный Microsoft в первых числах ноября, согласно которому корпорация планирует предложить целый ряд интерактивных сервисов, дополняющих ее семейства программных продуктов Windows и Office.
В сентябре Microsoft провела реорганизацию, в результате которой компания была разделена на три крупных бизнес-подразделения. Роль Оззи как директора Microsoft по технологиям была расширена, и теперь он руководит стратегией Microsoft, ориентированной на сервисы, касающейся всех трех подразделений.
«Мы уверены, что шаги, предпринятые нами в отношении сервисов, и открывающиеся при этом возможности повлияют на все, что мы делаем», — писал он.
Как утверждается, руководители всех новых подразделений будут назначены к 15 декабря. В своем меморандуме Оззи призвал их предложить свою стратегию разработки Internet-служб. Оззи также призвал подразделения MSN и Windows совместно работать над «платформой Internet-сервисов следующего поколения», что позволит стимулировать инновации как в самой корпорации, так и вне ее.
Уже в третий раз за годы существования корпорации Гейтс призывает ее коллектив объединиться перед лицом проблем, связанных с возникновением нового типа вычислений. Впервые это произошло в 1995 году, когда Гейтс призвал Microsoft отреагировать на «приливную волну Internet», разрабатывая программное обеспечение для Web, что привело к появлению Internet Explorer. В 2000 году Гейтс предложил для Microsoft базирующуюся на платформе .Net по разработке Internet-приложений.
Говоря о новых задачах, стоящих перед корпорацией, Оззи в своем письме откровенно указывает как на успехи, так и на неудачи Microsoft.
«Наши продукты используют Internet самыми разными способами… Но при всем весомом успехе корпорации наши усилия не всегда приводили к достижению высот, которых мы могли бы достичь», — пишет он.
Аналитиков вовсе не удивило решение компании придать больший приоритет Internet-сервисам. В середине 90-х годов Microsoft была вынуждена адаптироваться к первой, «узкополосной» фазе Internet, когда большинство пользователей располагали медленными коммутируемыми соединениями. Но теперь, как подчеркивает Барнетт, наступила вторая, «широкополосная» фаза Internet, формирующая подходящие условия для хранения приложений и данных в Web и обращения к ним через браузер.
«Возможность хранить на локальных дисках большие объемы данных и программного обеспечения постепенно утрачивает свое решающее значение. Google убеждает миллионы пользователей в том, что теперь они могут хранить данные в Сети, — подчеркнул Барнетт. — Я думаю, что Microsoft воспользуется этим, хотя и с некоторым опозданием. В Microsoft постепенно подходят к очередному этапу инноваций, пытаясь осознать, что представляет собой взаимодействие между интерактивными миром и миром хранения на локальных или подключаемых устройствах».
Возможно, Microsoft будет нелегко добиться в «широкополосном мире» столь же доминирующего положения, как в мире «узкополосном», но, как заметил Барнетт, тот факт, что корпорация вынуждена теперь конкурировать с равными по силе соперниками, окажется полезен как для самой Microsoft, так и для ее пользователей.
Тони Лок, ведущий аналитик английской компании Bloor Research, считает, что Microsoft действует привычным для себя способом: «Они хотят выяснить, будет ли принята конкретная стратегия или решение, а затем, когда оно добьется определенного успеха, они согласятся, что это решение им подходит, и они готовы его продвигать».
Лок согласен с тем, что от увеличения внимания производителей к Internet-службам в конечном итоге выиграют пользователи.
«На этом рынке уже есть относительно хорошо известные игроки — Skype как производитель решений передачи голоса по IP-сетям, Salesforce.com как производитель интерактивных систем планирования отношений с клиентами, и Google как поставщик поисковых и других сервисов. Это означает, что Microsoft не так-то просто будет добиться доминирования в какой-то одной области», — заметил Лок.