Завершен процесс интеграции проекта «Спамтест» в «Лабораторию Касперского»
Проект по защите электронной почты от спама под названием «Спамтест» появился в российском сегменте Internet несколько лет назад. Вначале это был сервер, на который можно было перенаправлять свои почтовые сообщения, затем получая с него почту без спама. Разработала и поддерживала этот сервер компания «Ашманов и партнеры». Затем появился продукт «Анти-Спам», который распространялся по дистрибьюторской сети «Лаборатории Касперского» и частично был написан сотрудниками этой компании, но ядро его составляла технология «Спамтест», лицензированная у «Ашманова». В компании «Ашманов и партнеры» работала команда лингвистов, которые анализировали потоки спама, проходящие через сервер и другие ловушки, готовили сигнатуры для блокирования конкретных спам-рассылок.
Наталья Касперская: «Для нас это первый пример покупки другой компании, поэтому мы долго не решались об этом сообщить» |
Поворотным моментом в развитии проекта стало внедрение технологии на одной из крупнейших почтовых площадок Рунета — серверах Mail.ru. После этого технология была замечена спамерами, которые начали придумывать методы ее обхода. Похоже, это был момент превращения спама в бизнес, где выживал только тот, кто мог предложить методы обхода спам-фильтра на Mail.ru, пользователи которого были лакомым кусочком для мусорной рекламы. А когда рынок спама сформировался, то компаниям для защиты своих сотрудников от потоков спама пришлось внедрять спам-фильтры, которые были аналогичны технологии «Спамтест». Тем не менее «Спамтест» на отечественном рынке подобных средств был фактически первым, да к тому же занимал значительную его долю.
Однако выйти за пределы России продукт так и не смог, хотя способен фильтровать не только русскоязычный спам. Зарубежным покупателям имя компании «Ашманов и партнеры», которой принадлежал продукт, ничего не говорило, — в отличие от «Лаборатории Касперского». Таким образом, разделение ролей разработки и продаж стало сдерживающим фактором для дальнейшего распространения технологии, поэтому руководители обеих компаний согласилось с необходимостью передачи продукта в «Лабораторию».
Наталья Касперская, генеральный директор «Лаборатории», заявила: «Для нас это первый пример покупки другой компании, поэтому мы долго не решались об этом сообщить, хотя сам процесс интеграции начался еще в июне нынешнего года».
Официальное объявление о приобретении технологии «Спамтест» было сделано лишь в начале ноября.
В первую очередь в «Лаборатории» рассчитывают продавать этот продукт за пределами России. Уже создана лингвистическая лаборатория для анализа японского языка; готовится поддержка китайского и других азиатских языков. В Азии потребность в спам-фильтрах не меньше, чем в других странах, а технологий, которые позволяли бы учитывать национальные особенности, не очень много. К тому же сотрудники «Лаборатории Касперского» собираются интегрировать технологию защиты от спама в свои антивирусные продукты, поскольку клиенты уже не хотят покупать отдельно антивирус, сетевой экран и спам-фильтр — их больше привлекают интегрированные продукты.
Компания «Ашманов и партнеры» больше не будет заниматься защитой от спама — таково требование контракта с «Лабораторией Касперского». Отныне компания сконцентрируется на других рынках — услугах по поисковой оптимизации, разработке поисковых технологий и создании роботов-собеседников. Тем не менее, для обеспечения преемственности разработки некоторые сотрудники «Ашманова» продолжат работу над проектом, принадлежащим теперь уже «Лаборатории Касперского», чтобы подготовить выпуск третьей версии продукта.
Данная покупка для «Лаборатории» — не последняя. Наталья Касперская призналась, что компании необходимы новые технологии защиты от фишинга и поиска программ-невидимок, новые продукты для отражения точечных атак и новые региональные рынки.
Компьютерный андеграунд
Десять лет тому назад вирусы писали школьники и студенты — главным образом чтобы развлечься и показать себя. Кем они стали сегодня? Своими прогнозами о будущем компьютерного андеграунда на конференции «Эффективная защита предприятий от информационных угроз» поделился Евгений Касперский, руководитель антивирусных исследований «Лаборатории Касперского».
По его мнению, время «любителей», пишущих вредоносные программы для собственного удовольствия, прошло. Сегодня хакерство, вирусописательство и спам — это немалый бизнес, естественно криминальный.
По данным экспертов из Computer Economics, потери от деятельности вирусописателей и хакеров к 2000 году составили 18 млрд. долл. В 2000 году ущерб несколько сократился, но потом ситуация вновь стала ухудшаться. Размеры ущерба стали снова стремительно расти. То, что происходит сейчас, можно назвать началом массовой криминализации Internet.
Изменился и характер атак. Громких эпидемий, в результате которых были заражены десятки миллионов компьютеров по всему миру, в 2002 году насчитали 12, в 2003-м — около десяти, начиная со второй половины 2004 года их нет вообще. Можно предположить, что антивирусные компании научились работать лучше, что хакерство и вирусописательство сегодня уголовно наказуемо, а полиция стала работать эффективно и все больше хакеров попадает за решетку. Однако, по мнению Касперского, главная причина, в том, что хакеры стали зарабатывать деньги. А для того, чтобы зарабатывать, им теперь не нужны миллионы зараженных машин — им вполне достаточно тысяч. В результате на смену глобальным эпидемиям пришли локальные, однако количество локальных эпидемий резко возрастает.
Основы архитектуры сегодняшних операционных систем и Internet закладывались лет тридцать тому назад, когда не были сформулированы базовые требования безопасности. Сегодня, наверное, можно разработать надежную безопасную операционную систему, но только работать с ней будет неудобно. Придется пройти множество контролей и доступов, одновременно перейдя на совершенно новые стандарты работы. Потребуется переписать все программное обеспечение и целиком перенастроить сетевое окружение.
Кроме того, уже сегодня мало кого можно удивить смартфонами, КПК, ноутбуками, и через несколько лет все телефоны будут «умными»; численность «популяции» мобильных устройств многократно превысит количество ПК. Кроме того, стремительно развиваются онлайновые и мобильные сервисы. Между тем технологически нет никаких препятствий для появления троянских программ и вирусов для современных «умных» телефонов и КПК. А потому, полагает Касперский, мы стоим на пороге невиданных эпидемий «мобильных» вирусов.
Олег Седов, «Директор информационной службы»