Network World, США
Сегодня в мире ощущается серьезный недостаток поставщиков прикладных сервисов
Выступление ставшего широко известным эксперта Николаса Карра стало своеобразным лейтмотивом конференции, посвященной достоинствам и недостаткам концепции utility computing, то есть предоставления вычислительных ресурсов по принципу коммунальных услуг.
Карр изложил свой взгляд на тенденции развития корпоративных вычислительных систем. Их темпы роста сегодня вполне сопоставимы с темпами роста коммунальных служб сто лет тому назад. Тогда дело доходило до того, что производители вынуждены были сооружать собственные электростанции, но с появлением коммунальных служб, специализировавшихся на поставках электроэнергии, у них появилась возможность воспользоваться более доступными, надежными и эффективными источниками.
Николас Карр: «Нужно забыть про кровь, пот и слезы, пролитые над построением информационной инфраструктуры, про вложенные в нее деньги и признать, что настало время передать все это внешнему поставщику услуг» |
Нечто похожее, по мнению Карра, должно произойти и с информационными технологиями. Из активов, которые компании вынуждены создавать самостоятельно, со временем они превратятся в услугу, приобретаемую у соответствующих поставщиков. Конечно, на первых порах возможности utility computing преувеличивались, но сегодня они вполне соответствуют ожиданиям.
«На начальном этапе скептицизм во многом оправдан и носит разумный характер, — отметил Карр. — Но сейчас настал момент, когда его пора умерить».
«Достаточно взглянуть на результаты любого исследования эффективности применения существующих у компании ИТ-ресурсов, — пояснил Карр. — Показатели здесь крайне низкие. Мощности серверов используются на 15-30%. Возможности ПК востребованы примерно на 5%, а ресурсы систем хранения — на 25-50%. Если вам удастся наладить централизованное управление всем этим богатством, КПД имеющихся у вас ресурсов заметно возрастет, повысится производительность труда, гораздо более эффективной станет модель распространения программного обеспечения».
Еще одной движущей силой данного процесса является желание ИТ-директора сократить потоки денежных и иных ресурсов, выделяемых на поддержку базовых технологий. Обычно на эти цели тратится от 70 до 90% бюджета ИТ-службы. Единственный способ снижения соответствующих расходов заключается в том, чтобы отказаться от избыточной инфраструктуры, от ресурсов, которые вы вынуждены поддерживать.
Специалисты ИТ-службы города Миннеаполиса знакомы с этим не понаслышке. В 2003 году город передал функции поддержки своей сети, информационных систем и настольных компьютеров, администрирования центров данных, а также восстановления работоспособности после сбоев компании Unisys. За семь лет действия договора муниципальные власти рассчитывают сэкономить до 30 млн. долл.
«Передача рутинных операций поставщику услуг аутсорсинга развязала ИТ-службе руки и позволила ее сотрудникам сосредоточить основные усилия на модернизации бизнес-процессов и повышении эффективности бизнеса, не тратя больше времени на решение вопросов, связанных с технической поддержкой», — отметил руководитель службы компьютерной поддержки Билл Бек.
Впрочем, несмотря на активное использование аутсорсинга, соглашения базировались на выделении фиксированных ресурсов и не предусматривали выставления счетов, сумма которых зависела бы от фактического объема предоставленных услуг. А ведь именно такая модель идеально характеризует суть концепции utility computing. Одной из областей, в которой возможно применение наиболее гибких подходов, считается аутсорсинг приложений.
«Сегодня в мире ощущается серьезный недостаток поставщиков прикладных сервисов, — констатировал Бек. — Найти поставщика, у которого имеется то или иное интересующее вас приложение, несложно. Гораздо труднее отыскать компанию, готовую не только предоставить, но и поддерживать приложение, обеспечивая доступ к нему по мере необходимости».
Так, компанией PeopleSoft разработано около 250 различных модулей. Но клиенты хотят получать доступ только к тем модулям, которые им действительно нужны. Если потребности носят сезонный характер, люди не желают покупать лицензию на целый год. По словам Бека, его сотрудники ищут поставщиков услуг, готовых предложить соответствующие условия, в течение уже двух лет, но пока безуспешно.
В успехах компании Park Nicollet Health Services, передавшей выполнение некоторых ИТ-функций (в том числе и связанных с поддержкой настольных компьютеров) поставщику услуг аутсорсинга, не последнюю роль сыграл ее директор по технологиям Эндрю Тессье.
«За последние два года общая стоимость владения рабочими станциями уменьшилась примерно в два с половиной раза, а время реакции после поступления сигнала сократилось с нескольких дней до одного часа», — подчеркнул он.
Сумма счетов, выставляемых Park Nicollet, рассчитывалась исходя из количества обслуживаемых рабочих мест. Но и ее Тессье сумел оптимизировать. В последнем подписанном договоре абонентская плата была снижена на 35% за счет сокращения различных конфигураций рабочих станций с 18 до двух. Процедура управления заметно упростилась, а полученный выигрыш был поделен между заказчиком и поставщиком услуг.
Впрочем, аутсорсинг, прекрасно подходящий для некоторых приложений, годится не для всякой системы. Все зависит от сложности и зрелости базовых технологий. Одна из областей, которую компания Park Nicollet еще не готова доверить поставщику услуг аутсорсинга, связана с управлением электронными документами.
«Ценность концепции utility computing заключается в том, что клиенты могут передать поставщикам услуг только часть своей инфраструктуры, сделав это там, где имеет смысл, и оставив все остальное себе», — пояснил Карр.
Возможности перехода к модели utility computing постепенно расширяются, но данный процесс будет достаточно долгим.
«Потребуется изменить отношение пользователей к ИТ, — отметил Карр. — Нужно забыть про кровь, пот и слезы, пролитые над построением информационной инфраструктуры, про вложенные в нее деньги и признать, что настало время передать все это внешнему поставщику услуг. Многим организациям и отдельным людям сделать такой выбор весьма непросто».