Информация о госзакупках будет доступна всем

О том, что организация государственных закупок является едва ли не важнейшей частью таких национальных проектов в сфере ИТ, как «Электронная Россия» и «Электронное правительство», представители правительства «обычного» говорят давно и много. Однако до сих пор единственным результатом, который можно «потрогать руками», являлся разрозненный набор региональных электронных торговых площадок. Тем не менее эти площадки работали, представляя собой наглядный пример автоматизации бизнес-процессов по принципу «как есть», в отличие от пилотного варианта объединенного федерального портала, который, напротив, строился на основе концепции «как должно быть», но практически не использовался.

Церен Церенов: «Передаваемый в регионы продукт станет подтверждением работоспособности разработанных нами стандартов и регламентов»

Естественно, следующим логическим шагом должно было стать объединение центральной и региональных систем — хотя бы на уровне обмена информацией. В середине ноября МЭРТ подписал с рядом регионов соглашения о передаче им в эксплуатацию программного обеспечения, которое позволяет «полно, оперативно и достоверно» публиковать информацию о проводимых в регионе госзакупках. Причем делать это как на местных сайтах, так и на федеральном портале, который наконец-то станет выполнять свою основную функцию: информировать обо всех проводимых в стране государственных закупках.

Данное программное обеспечение под названием «Портал государственных закупок» разработано по заказу МЭРТ компаниями «Компьюлинк» и ALT Linux. Первая выполняла в основном задачи, связанные с созданием программных механизмов передачи информации на федеральный портал, вторая отвечала за подготовку схемы передачи неисключительных авторских прав региональным администрациям. По словам представителей МЭРТ, это необходимо для того, чтобы пользователи системы могли самостоятельно вносить в нее определенные изменения — например, в случае изменения законодательства.

Говоря об ожидаемом эффекте от внедрения данного программного обеспечения, заместитель директора департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов отметил, что весь процесс автоматизации госзакупок можно условно разбить на три стадии: создание прозрачной информационной системы, разработка системы мониторинга цен и непосредственно организация проведения госзакупок в электронном режиме. При этом, по его мнению, примерно 90% эффекта будет получено именно на первых двух стадиях.

Пока добровольно

В настоящее время «Портал госзакупок» передан в восемь субъектов федерации — Кировскую, Нижегородскую, Мурманскую, Псковскую, Курганскую и Читинскую области, а также в республики Бурятия и Калмыкия. В данный список вошли только те области, которые успели подготовить все необходимые документы.

«В планах МЭРТ — в самое ближайшее время снабдить ?Порталом государственных закупок? все российские регионы, которые по каким-либо причинам еще не имеют собственных систем», — заявил он.

Тем регионам, в которых такие системы уже есть, предстоит доработать их таким образом, чтобы информация из них передавалась на центральный портал в соответствии с установленными и закрепленными в программном обеспечении регламентами.

«Обязать их это сделать по существующему законодательству о госзакупках мы не можем, поэтому последнее, скорее всего, будет соответствующим образом доработано», — подчеркнул Церенов.

Правда, по его мнению, для этого сначала нужно добиться реального взаимодействия региональных и федеральной системы на техническом и организационном уровне.

Между тем Федеральным законом № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», принятым нынешним летом, уже установлена необходимость обязательного опубликования информации на официальном сайте органа исполнительной власти. В силу этот закон вступит с 1 января.

Также, как сообщил главный архитектор Института архитектуры электронного государства АНХ Эдуард Батаршин, в будущем стандарты, используемые в «Портале государственных закупок», могут быть закреплены в качестве государственных.

К внедрению готовы

«Если при запуске продукта мы не столкнемся с непредвиденными техническими трудностями, то уже к концу этого — началу следующего года информация о наших госзакупках начнет регулярно поступать в федеральный центр», — сообщил начальник управления информационных систем правительства Кировской области Александр Панкратов.

Те же сроки указал и его коллега из Мурманской области, заместитель руководителя департамента информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Юрий Стебловский. По его словам, в начале декабря этого года будет введен в строй портал органов исполнительной власти Мурманской области и портал региональных госзакупок. Местный же закон о госзакупках, предусматривающий централизацию бюджетных закупок и обеспечивающий правовую основу формирования единого государственного заказа, был принят в области еще в июне этого года.

Кроме того, в 2006 году на разработку и внедрение автоматизированной информационной системы «Госзакупки — Мурманская область» предусмотрено финансирование в размере 7,3 млн. рублей, из которых 4,7 млн. будет выделено из местного бюджета, а остальное — из федерального.


Альтернатива для самостоятельных

То, что в основе концепции автоматизации госзакупок, предложенной МЭРТ, лежит единый федеральный портал, устраивает не все регионы. Дело в том, что некоторым субъектам федерации было бы удобнее использовать для электронных госзакупок собственные региональные порталы, поскольку это позволяет обеспечить полный комплекс необходимых сопутствующих сервисов — оформление сделок посредством электронного документооборота, логистику, автоматизированный мониторинг рыночных цен на товары и услуги и т. д.

Для таких регионов Мининформсвязи в рамках все той же Федеральной целевой программы «Электронная Россия» реализует альтернативный проект по информатизации госзакупок. Он включает в себя создание региональной инфраструктуры информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), представляющих собой программно-организационную основу для построения региональных площадок электронных госзакупок.

Один из ожидаемых плюсов данного подхода — тот факт, что ИМЦ способны осуществлять закупки в интересах не только государственных структур, но и промышленных предприятий. Кроме того, никакого конфликта программных средств не происходит: программные системы ИМЦ интегрируются с решениями МЭРТ и способны объединяться с ними в единую информационную инфраструктуру. В настоящее время ИМЦ создаются в Белгородской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ленинградской, Нижегородской и Ульяновской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, а также в республиках Алтай и Мордовия.