Глава российского представительства Acer пролил свет на главную интригу рынка ноутбуков
Весьма вероятно, по итогам текущего года компания Acer станет крупнейшим поставщиком портативных компьютеров на российском рынке. По крайней мере, в пользу этого свидетельствуют данные аналитиков за первые три квартала года. Среди участников рынка на тему лидерства Acer циркулирует немало слухов. Их суть сводится к тому, что захват доли обеспечивается за счет финансовых вливаний со стороны штаб-квартиры и демпинга, а через некоторое время все опять встанет на свои места. Называется даже дата, когда натиск Acer закончится, — 31 декабря 2005 года.
Глеб Мишин: «Где же экономятся деньги? Мы просто умеем их считать» |
Штаб-квартира Acer 28 октября сообщила о финансовых результатах третьего квартала. В тот же день глава представительства компании Глеб Мишин в подмосковном поселке Нахабино на форуме Digital Business Channel выступал перед журналистами на животрепещущую тему «Зарабатывает ли Acer деньги в России?»
Несмотря на то что Acer производит широкий спектр компьютерного оборудования и электроники, в России ее интересы сосредоточены на трех основных продуктовых группах: ноутбуках, ЖК-мониторах, настольных компьютерах. В последнее время также продвигаются ЖК-телевизоры и КПК. Другим продуктовым категориям (например, MP3-плейерам с жестким диском) внимание будет уделяться тогда, когда их продажи в стране значительно вырастут, — затраты на локализацию при нынешней низкой норме прибыли можно вернуть только на больших объемах. А ресурсы представительства, по словам Мишина, «достаточно ограниченны».
Активное продвижение ноутбуков началось три года назад, когда на российском рынке были сильны позиции таких компаний, как Hewlett-Packard, «НКА-Групп», Rover. Сегодня Acer — лидер рынка. Весной этого года в страну приезжал президент компании Джанфранко Лянчи и в ходе визита выразил удовлетворение результатами работы представительства. Поскольку аналогично дела обстоят и во всем регионе EMEA (до того, как занять пост президента, Лянчи отвечал за бизнес в странах, входящих именно в это географическое образование), то в качестве ключевых направлений дальнейшего развития в Acer выбраны Соединенные Штаты, Индия и Китай. Предполагается, если текущие темпы роста сохранятся, то Acer достигнет своей среднесрочной цели стать номером три в мире по продажам персональных компьютеров (см. «Третьим будет», Computerworld Россия, № 41, 2005).
В результате переноса приоритетов штаб-квартира не выделяет денег местному подразделению, за исключением покрытия расходов на печатную рекламу. Сегодня организация Acer в России — это финансово независимая структура. Ценообразование передано на локальный уровень, и в каждой стране представительствам разрешено устанавливать любую маржу, лишь бы в конечном итоге был достигнут плановый уровень прибыли.
В России самые прибыльные продукты — портативные компьютеры семейства Ferrari, а на ноутбуках начального уровня зарабатывается крайне мало. Но, как утверждает Мишин, ни одного доллара, даже на самых дешевых компьютерах, Acer не теряет. При этом на нижний сегмент приходится чуть больше половины ноутбуков, а остальные продаются дороже 1 тыс. долл. Больше всех от такого положения дел проигрывают локальные сборщики, и уход с рынка компании «НКА-Групп» — характерный тому пример. Российские компании, равно как и европейские, по себестоимости не могут сравняться с азиатскими производителями.