«Открытые системы»

Кирилл Татаринов: «Невозможно управлять тем, что было создано как неуправляемое»

ИТ-инфраструктура современного предприятия все больше напоминает Вавилонскую башню, разобраться в хитросплетениях которой может далеко не каждый даже очень квалифицированный ИТ-специалист. Как следствие, растет стоимость поддержки уже существующих решений, однако, несмотря на падение цен на программное обеспечение и оборудование, только небольшая часть ИТ-бюджетов расходуется на развитие и приобретение новых решений. Это не может не волновать бизнес, который сегодня вышел, по словам Кирилла Татаринова, вице-президента подразделения Microsoft Enterprise Management Division, на новый уровень и ждет от ИТ адекватных решений, но, увы, корпоративные ИТ сегодня зачастую работают сами на себя. Татаринов, с которым наш еженедельник уже беседовал пару лет назад (см. «Наш человек в Редмонде», Computerwolrd Россия № 48, 2003), ответил на вопросы главного редактора журнала «Открытые системы» Дмитрия Волкова.

Каковы сегодня ваши функции в компании?

Я отвечаю за разработку и продвижение продуктов и технологий, относящихся к управлению ИТ-инфраструктурами: управление самой операционной системой Windows, конкретные продукты управления, включая семейство Microsoft System Center, Systems Management Server, Microsoft Operations Manager, а также Dynamic Systems Initiative.

С чем связан такой интерес к управлению ИТ?

На сегодняшний день в индустрии не было системы управления, которая бы позволяла контролировать развитие ИТ-инфраструктур, отсутствовали четкие стандарты управления, наподобие используемых в инженерии или финансах. Компания Microsoft пришла к идее DSI на основе обобщения всего опыта работы с заказчиками и осознания того факта, что проблема управления ИТ намного шире, чем собственно ИТ. Невозможно управлять тем, что изначально было создано как неуправляемое. Все объекты системы должны быть контролируемы и включаться в единую систему, которая управляется как единое целое в соответствии с четкими критериями и политиками. В основе DSI лежит методология централизованного управления, основанная на использовании открытых стандартов, средствах управления жизненным циклом ИТ-инфраструктур, политик, направленных на соблюдение требований соглашения с бизнесом об уровне поддержки, но главное — это поддержка со стороны всей ИТ-индустрии. Без широкой работы с партнерами, стандартизации интерфейсов и моделей, привлечения ведущих игроков рынка любой подход к управлению ИТ обречен на провал.

Бизнесу требуются решения, которые адекватно и своевременно отвечают его текущим требованиям. Однако нынешние технологии создания и управления такими решениями не позволяют учитывать структуру динамичной прикладной области. Сегодня индустрия видит выход в создании самоуправляемых динамических систем, позволяющих упростить управление и эксплуатацию инфраструктур на всем протяжении их жизненного цикла, сделав ИТ более динамичным и стратегически важным ресурсом.

Готов ли российский бизнес к восприятию решений, подобных MOM?

Безусловно. Российский бизнес вполне адекватен и в смысле применения ИТ ничем не отличается от аналогичного в других странах. Сегодня уже есть примеры реализации WS-Management среди производителей и пользователей в России. Очень серьезный уровень, например, у Сбербанка, динамика развития ИТ-инфраструктуры которого аналогична наблюдаемой мною в других финансовых институтах мира. Компания «ВымпелКом» также предлагает самое продвинутое, на мой взгляд, решение по ITIL/MOF и внедрение МОМ. Российский бизнес очень позитивен, и рост продаж решений типа MOM и SMS здесь один из самых больших в регионе. Хотелось бы, правда, полнее использовать научно-технический потенциал страны для решения сложных задач, возникающих в русле DSI.

В чем особенность подхода Microsoft к решениям по управлению ИТ?

Отличие нашего подхода в том, что мы в основном делаем все сами, а не за счет приобретения других компаний, как это стало сейчас модно. Крупные игроки ИТ-рынка, пытаясь сохранить свое лицо перед заказчиками, прибегают к покупкам решений от небольших компаний, как правило специализирующихся на одном продукте, однако покупка компании или ее решения всегда связана с проблемами интеграции, которые далеко не всегда решаются успешно.

Чтобы результативно продвигать DSI, нужна критическая масса технологий и ресурсов, которые у Microsoft имеются, а кроме этого, привносятся нашими партнерами по развитию WS-Management и других стандартов в области управления. Прошло время закрытости и конфронтации решений: клиентам это не нужно, да и получить все от одной компании маловероятно и стратегически неверно, что и понимают сегодня руководители бизнеса и ИТ-подразделений. Простота — другое отличие нашего подхода. И наконец, мы глубоко интегрируем вопросы управления во все продукты Microsoft, предназначенные для различных групп клиентов, что неизбежно создает критическую массу во всей индустрии. Например, в новой версии System Center, которая выйдет под именем System Center Essentials, будут под одной крышей собраны все инструменты управления, необходимые для поддержки ИТ-инфраструктур для малого и среднего бизнеса. С единой консоли можно будет управлять установкой программ, обновлением версий, проводить мониторинг работы и т. п.

До сих пор понятия «Microsoft» и «отраслевые стандарты» были несовместимы в глазах компьютерной общественности, особенно сообщества Open Source…

Успех стандарта очень зависит от его реализаций и охвата. На сегодняшний день только один стандарт в области управления — SNMP — получил широкое распространение как наиболее простой и поддержанный множеством реализаций. Однако сегодня требуются более совершенные технологии. WS-Management — это простой и компактный протокол, который относительно легко реализовать даже в оборудовании. В альянс по поддержке спецификаций WS-Management вошли более десятка крупных игроков ИТ-рынка, среди которых AMD, Dell, HP, Fujitsu Siemens, Intel, NEC и Sun Microsystems. Это уже серьезное движение в индустрии, что говорит в пользу успеха стандартизации в области управления ИТ. В целом мы очень серьезно подходим к вопросам стандартизации и совместимости наших продуктов и технологий для обеспечения снижения затрат в управлении ИТ. Мы очень многому научились у сообщества Open Source, поняли, как надо работать с пользователями, разработчиками, и в результате в своих взглядах на стандарты корпорация сегодня более открыта, чем еще три года назад. Microsoft созрела к решению сложных задач и уже не разменивается на мелочную конфронтацию. Сейчас, как известно, мы открываем определенные фрагменты кода и расширяем круг тестировщиков. Однако обращаю внимание, что, с точки зрения заказчиков, не имеет значения, на какой платформе сделано решение, — важно, кто и как будет его поддерживать и кто будет предоставлять новаторские решения.