Служба новостей IDG, Дюссельдорф
Концепция «повсеместных вычислений» может быть реализована гораздо раньше, чем большинство способно предположить
Вообразите, что дверные ручки, тостеры и электрические лампочки вдруг начали обмениваться информацией в глобальной сети, масштабы которой значительно превосходят все известное нам до сих пор. Концепция ubiquitous computing (что можно перевести как «повсеместные вычисления») не нова. Откровением является то, что под влиянием развивающихся технологий она может быть реализована гораздо раньше, чем большинство из нас способно предположить.
Такова основная мысль отчета The Internet of Things («Internet вещей»), который был представлен на Всемирном саммите по информационному обществу, проходившем в Тунисе.
Николас Негропонте: «Будущее — за смешанной сетью, объединяющей самые разные предметы» |
В отчете выделено четыре ключевые технологии, находящиеся на завершающей стадии разработки и обеспечивающие претворение в жизнь концепции повсеместного подключения к сети самых разных объектов: это ярлыки RFID (Radio Frequency Identification), датчики, встроенный интеллект и нанотехнология.
В новом мире, к примеру, одежда со встроенными микросхемами сможет поддерживать взаимодействие с оборудованными специальными датчиками стиральными машинами, которые будут получать информацию о цвете изделия и допустимой температуре стирки. А сумка напомнит владельцу о том, что он забыл что-то вынуть из нее.
В результате в мире появятся миллиарды новых «пользователей» Internet — объектов, выступающих в роли генераторов и получателей трафика, которые оставят людей — нынешних владельцев трафика — в меньшинстве.
«Конечно, не решено еще много вопросов, связанных, в частности, со стандартами и управлением ресурсами, тем не менее мы постепенно движемся к созданию мира, в котором окружающие нас вещи будут обмениваться информацией друг с другом без всякого участия с нашей стороны», — подчеркнула Лара Шривастава, аналитик ITU, занимающаяся проблемами телекоммуникационной политики.
Связь между машинами существует уже сегодня, но в ближайшие годы развитие этого направления получит новый, гораздо более мощный импульс.
В ходе дискуссии руководитель лаборатории связи Массачусетского технологического института Николас Негропонте изложил свое видение мира, полностью опутанного сетями. Причем сети эти будут связывать предметы, встречающиеся в повседневной жизни, гораздо чаще компьютеров, которые сегодня подключены к Internet.
«Вещи сами по себе будут играть важную роль в Internet нового поколения, — заявил Негропонте. — Будущее — за смешанной сетью, объединяющей самые разные предметы. Объекты будут обмениваться информацией друг с другом с помощью других объектов».
Наиболее значительное преимущество смешанной сети заключается в том, что все связанные встроенные устройства смогут поддерживать взаимодействие и помогать друг другу. Сбои уже не будут носить неотвратимый характер.
Аналогичной точки зрения придерживается директор по технологиям отделения Microsoft в Европе, Африке и на Ближнем Востоке Джонатан Мюррей.
«Программное обеспечение сделает эти устройства интеллектуальными, способными осуществлять сквозное взаимодействие, — отметил он. — Новый мир будет строиться не вокруг персональных компьютеров, а вокруг компьютерных сообществ и совместного использования информации».
Преимущества, которые сулят повсеместно распространенные сети, очевидны, однако научный директор и руководитель исследовательского подразделения компании Sun Microsystems Джон Гейдж предупреждает о том, что они окажут «очень глубокое влияние» на весь новый мир. Технология позволит собирать о нас гораздо более весомые объемы информации по сравнению с тем, что происходит сегодня.
«Любая поисковая операция в Google будет регистрироваться и храниться вечно, — заметил Гейдж. — С помощью технологии RFID можно будет следить за вашим местоположением. А после объединения структур идентификации и определения местоположения люди перестанут быть безымянными. Меня беспокоит то, что определенные структуры (например, полиция) в силу своей специфики захотят знать все и обо всех. Таким образом, конфиденциальность частной жизни уйдет в небытие, и мы превратимся в общество совершенно другого типа».
В условиях повсеместного распространения одноранговых сетей трудности, возможно, возникнут и во властных структурах.