Круглый стол «Музыкальные джунгли. Рынок музыкального контента в России»
Компания IRR и студия «Монолит» при участии Национальной федерации производителей фонограмм провели круглый стол, тема которого была заявлена как «Музыкальные джунгли. Рынок музыкального контента в России». Подобный альянс случайным назвать трудно. IRR представляет в России интересы компании Iriver, являющейся известным производителем MP3-плейеров одноименной марки. Студия «Монолит» заявляет о себе как правообладатель контента ряда музыкальных проектов. НФПФ объединяет участников медиарынка и пытается всемерно способствовать защите прав правообладателей.
Поводов для собрания можно выделить сразу несколько. Во-первых, падение продаж традиционных носителей с музыкальными записями. Если компакт-кассета практически исчезает с массового рынка, что вполне естественно, то представителей медиаиндустрии волнует и сокращение продаж компакт-дисков. Во-вторых, повышение интереса к форматам сжатия звука, в частности MP3, и рост популярности портативных устройств для прослушивания музыки. В-третьих, растущий уровень «пиратства» и бескорыстного обмена музыкальными файлами через Internet.
Доступность методики создания файлов MP3 и легкость обмена ими вывели значительную долю музыкального рынка из-под контроля правообладателей, породив «пиратские» диски и «пиратские» Internet-сайты |
Перечисленные факторы тесно взаимосвязаны. Падение продаж аналоговых носителей происходит по мере распространения доступных по цене цифровых устройств и носителей. Снижение продаж музыкальных компакт-дисков связано с распространением продаж MP3-файлов через Internet. Как оказалось, многие пользователи предпочитают не покупать альбом исполнителя целиком, а загружать лишь понравившиеся композиции. На самом деле практика покупки отдельных песен известна достаточно давно. За рубежом всегда выпускались отдельно «синглы» и отдельно альбомы. Другое дело, что в нашей стране это не было принято. И вот теперь пользователи получили такую возможность благодаря Internet.
С другой стороны, распространение формата MP3, удобство формирования фонотеки и наличие широчайшего ассортимента композиций породили спрос на портативные устройства. К тому же многих перестали устраивать традиционные плейеры на компакт-дисках из-за своих габаритов и чувствительности к вибрациям. Отсюда рост спроса на флэш-плейеры. Доступность методики создания файлов MP3 и легкость обмена ими вывели значительную долю музыкального рынка из-под контроля правообладателей, породив «пиратские» диски и «пиратские» Internet-сайты. Под термином «пиратство» организаторы круглого стола, по всей видимости, подразумевали копирование и распространение музыкальных произведений без соблюдения прав исполнителей и/или правообладателей. Несколько лет назад этот же термин активно применялся для характеристики программного обеспечения, но впоследствии был заменен на более юридически нейтральную формулировку — «нелицензионное ПО».
По словам Алексея Угриновича, директора Национальной федерации производителей фонограмм, сегодня уровень «пиратства» в музыкальной индустрии России превышает 50%. Это ведет к снижению доходов звукозаписывающих компаний примерно на 7,5% в год начиная с 2002 года. НФПФ и была создана в 2001 году для поиска путей выхода из сложившейся ситуации. Но оказалось, что магнаты от шоу-бизнеса видят только один способ борьбы с «пиратством», а именно введение всевозможных запретов и ограничений. Например, приветствуется внедрение системы контроля за копированием цифрового контента (Digital Rights Management, DRM) в сами портативные устройства. Эта мера должна осложнить непосредственную выгрузку файлов с портативного плейера на компьютер. Беда подобных систем в том, что, не являясь достаточно надежным заслоном для обмена музыкальными файлами, они создают неудобства для вполне законопослушных пользователей, вынуждая производить загрузку музыки в плейер с помощью специального программного обеспечения. Еще более действенной мерой видится закрытие «пиратских» сайтов и пресечение деятельности файлообменных сетей. И основные надежды медиамагнаты возлагают на усиление уголовной ответственности за создание, распространение и использование «пиратских» записей. Причем выдвигаются сомнительные по своей корректности аргументы вроде «во всем мире, кроме России, записи в MP3 запрещены».
О невидимой руке рынка
Отдельно бизнесмены заострили внимание на том, что экономической конкуренции с «пиратами» на музыкальном рынке не будет. Правообладателям необходимо выплачивать отчисления музыкантам, оплачивать производство, оформление и распространение дисков, поэтому они не в состоянии снизить цены до уровня «пиратов». Иначе просто невыгодно будет продавать контент потребителю.
Стоит подчеркнуть, что практика компаний «1С», «Акелла» и «Бука» говорит скорее об обратном. Эти компании вполне успешно издают лицензионные копии популярных компьютерных игр по ценам, близким к установившимся на «пиратском» рынке.
Характерный пример — игра Doom 3. Это высокобюджетный проект, и цена лицензии, очевидно, была соответствующая. «1С» не просто издала эту игру — был произведен полный ее перевод. Команда программистов, звукорежиссеров, актеров и художников трудилась отнюдь не безвозмездно. И все же игра на трех дисках появилась в продаже по цене менее 300 рублей. При таких условиях покупать «пиратскую» версию Doom 3 было просто глупо. А значит, бессмысленно ее и продавать.
Проблема «пиратства» многогранна, и решить ее только запретительными мерами невозможно. Большинство наших сограждан едва усвоили разницу между лицензионным и нелицензионным ПО. С музыкальными записями дело обстоит значительно хуже. Например, по результатам опроса на одном из популярных Internet-порталов более 80% опрошенных или не знают о том, что большинство сайтов, предлагающих музыкальный контент, являются «пиратскими», или не интересуются этим. А более 71% ответивших копирование музыкальных файлов друзьям не считают «пиратством».
Как отметил Михаил Каменецкий, заместитель руководителя отдела маркетинга IRR, действуя в рамках нынешнего законодательства, компания при разработке своих плейеров учитывает и результаты опроса потребителей, согласно которым подавляющее большинство высказалось за отсутствие каких-либо технических средств, препятствующих копированию файлов. Поэтому новые серии MP3-плейеров Iriver будут поставляться в Россию с «европейской» версией прошивки ПЗУ. В этом случае при первом включении устройства его владелец сам выбирает, как будет работать плейер — с защитой контента от копирования или без таковой. Такой подход стоит признать разумным: неприятие использования «пиратского», то есть ворованного, должно быть нормой поведения человека, а не функцией карманного устройства.