Network World, США

В компании считают, что нужно думать не о том, какие продукты Red Hat может предложить ИТ-специалистам, а понять, какой вообще должна быть архитектура программных систем категории Open Source
Брайан Стивенс: «Мы хотим изменить всю операционную систему таким образом, чтобы она работала в мире, где нет состояний, где некоторые системы могут даже вообще не иметь дисков»

Брайан Стивенс, занимавший пост вице-президента Red Hat по разработке операционных систем, средств хранения и кластерных решений, назначен директором по технологиям компании и возглавил недавно созданную группу Emerging Technologies Group. Он ответил на вопросы журнала Network World.

Несколько лет место директора по технологиям оставалось вакантным. Почему решение о вашем назначении было принято именно сейчас?

Мы были сконцентрированы на производстве. Сейчас создана группа новых технологий, и основная задача этой группы заключается в том, чтобы определить стратегические цели развития компании.

И каковы же приоритеты компании на ближайшие три-пять лет?

Масштабируемость и производительность. Нужно думать не о том, какие продукты Red Hat может предложить ИТ-специалистам, а понять, какой вообще должна быть архитектура программных систем категории Open Source. Эта тема значительно шире, чем вопрос о том, на каких продуктах мы можем заработать. Наша архитектура состоит из таких компонентов, как Netscape Directory, но сейчас мы дополняем ее виртуализацией, Stateless Linux и возможностями, которых раньше у нас не было.

Какова стратегия Red Hat в отношении виртуализации серверов?

Мы планируем предложить возможности виртуализации вместе со следующей версией Linux, выпуск которой запланирован на вторую половину 2006 года. Мы думаем о том, как среда виртуализации повлияет на остальную ИТ-архитектуру, в частности, каковы будут новые возможности управления, как изменится защита, как при этом создать инфраструктуру высокой готовности, как изменятся все остальные аспекты, в том числе распространение и лицензирование.

Каким образом Red Hat будет это создавать и с кем компания намерена поддерживать партнерские отношения?

Всякий раз, когда мы планируем создать новый продукт, мы думаем о возможных приобретениях. Мы развиваем сотрудничество в тех областях, которые, с нашей точки зрения, имеют самые лучшие перспективы на рынке приложений. Это, в частности, вопросы, связанные с интеграцией унаследованной инфраструктуры управления в виртуализованную среду. Мы считаем, например, что нам следует инвестировать в новую платформу управления для виртуализированной среды, но одновременно она станет базовой платформой для Tivoli и других подобных решений.

Если говорить о расширении спектра ваших решений, то каковы планы Red Hat в отношении серверов приложений?

Мы пытаемся представить, какой в будущем станет среда серверов приложений. В частности, нас интересует все, что происходит вокруг PHP, которая создается как совершенно новая среда приложений, отличающаяся особой надежностью.

В SuSE Linux имеются средства управления программами, управления сетями, возможности совместной работы и другие компоненты, объединенные на одной платформе благодаря тому, что эту компанию купила Novell. При развитии своей версии Linux вы придерживаетесь того же направления?

Мы прибегаем к помощи партнеров всякий раз, когда у них есть продукт, необходимый для нашей платформы. Поэтому, хотя в прошлом мы успешно сотрудничали с Netscape и AOL, мы приобрели Netscape и ее продукты, связанные со службой каталогов и защитой. И сделали это тогда, когда осознали, что нам необходимо интегрировать данную технологию в операционную систему значительно глубже, чем раньше.

Что еще необходимо столь же тесно интегрировать?

Самое важное и самое очевидное — это виртуализация. Мы полностью интегрируем средства виртуализации в операционную систему. При работе унаследованных продуктов виртуализации операционная система «не знала», что они используют ее возможности. За счет интеграции виртуализации в операционную систему, когда ОС «известно» о своей виртуализации, можно создать значительно более надежное решение. Примерно то же самое происходит с защитой и SE Linux. Мы делаем это на базе управления сертификатами и каталогами в рамках нового проекта, получившего название Stateless Linux.

Что такое Stateless Linux?

Это архитектурная концепция, цель которой — предложить схему для разделения одной операционной системы между несколькими физическими или виртуальными компьютерами. В силу этого будет поддерживаться масштабируемость операционной среды. Преимущество этой концепции состоит не только в возможностях управления, но и в том, что во время работы системы на сервере может возникнуть сбой, и при традиционном подходе система выходит из строя. Новый сервер может прийти на замену «засбоившему» буквально за несколько секунд, поскольку состояние сервера зафиксировано в сети. То же самое происходит и с клиентами. Это прекрасно согласуется с идеей виртуализации.

Как все это влияет на работу с Red Hat Directory Server?

Очень сильно. Причина приобретения Netscape как раз и состояла в том, чтобы поддержать такие возможности. В Stateless Linux все происходит на сервере каталогов.

Что еще необходимо добавить в ваши продукты?

Мы хотим изменить всю операционную систему таким образом, чтобы она работала в мире, где нет состояний, где некоторые системы могут даже вообще не иметь дисков. Это действительно требует глубинных изменений в операционной системе: в том, как операционная система себя загружает, где она хранит все свои конфигурационные данные и тому подобные вещи.

Как предполагается усовершенствовать SE Linux?

На следующем этапе основная задача — упростить управление. Операционная система может определить, какие правила необходимы для приложения, и уточнить эти правила на основе полученных знаний. Это позволяет нам перейти на следующий уровень, который называют LSPP (Labeled Security Protection Profile); это новый профиль защиты для управления, который позволяет нам заменить старую, унаследованную многоуровневую среду защиты.

Некоторые из пользователей в прошлом сетовали на то, что Red Hat выпускает обновления защиты вместе с общими заплатами. Решает ли ваша компания этот вопрос?

Действительно, когда выходит ежеквартальная модернизация, защита выполняется только для данной модернизации. Поэтому пользователи должны перейти на эту модернизацию вместе с нами, если они хотят оставаться защищенными. Сейчас мы решаем вопрос (до недавнего времени этого не требовалось, а сейчас у нас более 1 млн. подписчиков и 36 тыс. новых пользователей появилось в каждом из последних двух кварталов) о том, чтобы предложить более длительную поддержку предыдущих версий. Поэтому некоторые пользователи смогут по-прежнему работать со старыми версиями и при этом получать заплаты для защиты.

Как сертификация Red Hat Certified Security Specialist, введенная в начале ноября, вписывается в стратегию компании?

Цель заключается в том, чтобы перейти на новый уровень сертификации. Мы сотрудничаем с IBM, чтобы выйти на уровень LSPP. Вторая наша цель заключалась в том, чтобы создать новый учебный план для архитекторов систем защиты и научить их устанавливать свободно распространяемые программные системы при поддержке защиты на уровне архитектуры.

Именно о намерении реализовать эти возможности Red Hat сообщила в прошлом году, не так ли? Это делается?

На самом деле, это происходит значительно быстрее, чем мы ожидали. Мы действительно не предполагали, что SE Linux станет так популярна, как сейчас.

В последнее время стала расти популярность CentOS Linux, и сторонники этой операционной системы утверждают, что она полностью совместима с программным обеспечением Red Hat. Это вас не беспокоит?

Напротив, мы с одобрением относимся к таким вещам. Поэтому мы и выбрали именно ту лицензию и модель распространения, которыми сейчас пользуемся. Я говорю не конкретно о CentOS, а о любой существующей версии операционной системы, которая, во-первых, базируется на Linux, а во-вторых, является производной от Red Hat. Мы стремимся предложить нашим клиентам решение, значительно более полезное, чем они могут получить, например, от Microsoft или Sun Microsystems.

Если уж говорить о Microsoft, то один из пользователей, с которым мне пришлось беседовать, жаловался на высокие цены, утверждая, что лицензионная плата Red Hat ненамного ниже, чем у Microsoft. В силу чего трудно убедить руководство внедрять продукты Red Hat, особенно если предприятие уже вложило немалые средства в решения Microsoft?

Разве этот продукт бесплатный? Конечно, нет. Ценность наших продуктов можно напрямую сравнить с ценностью внутренних решений других производителей. Именно такого превосходства мы и добиваемся за счет виртуализации и Stateless Linux. Дело не в цене продукта, а в том, что мы можем предложить уникальную операционную масштабируемость по сравнению с другими, частными продуктами.