Интерес отечественных страховых компаний к информационным системам растет
На российском страховом рынке в ближайшем будущем, по заявлению президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, сделанному на конференции «Информационные технологии страхового рынка», ожидается уменьшение количества страховых компаний за счет слияний и поглощений. А требования к оставшимся на рынке страховщикам будут возрастать.
Юрий Сидоров: «На повестке дня — создание информационного взаимодействия Госавтоинспекции и АИС РСА» |
«Страхование в целом должно стать более надежным и прозрачным институтом», — подчеркнул Коваль. Эти тенденции, а также появление на российском рынке западных страховых компаний повышают интерес страховщиков к ИТ-решениям для автоматизации собственного бизнеса.
Выступающие отметили такие проблемы автоматизации страховых компаний, как сочетание географически распределенной структуры филиалов с крайне плохими каналами связи, низкая компьютерная грамотность сотрудников в филиалах компаний этого сектора рынка. А также, несмотря на, казалось бы, богатый выбор решений, их недостаточную адекватность особенностям отечественной страховой отрасли.
ИТ и «КапиталЪ»
Компания «ИФД КапиталЪ» ведет несколько видов бизнеса, в ее состав входит банк, страховая и инвестиционная группы, отделение «Пенсионный КапиталЪ». Имеется офис на Украине. До начала проекта в компании эксплуатировалось более 40 различных систем. По словам директора по ИТ-развитию «ИФД КапиталЪ» Сергея Сичкаря, предполагалось, что внедрение комплексного решения по автоматизации позволит компании значительно увеличить свою долю на отечественном рынке страховых услуг. Оно должно было удешевить работу с клиентами, повысить качество их обслуживания, обеспечить прозрачность и т. д.
Проект стартовал в 2003 году. Его реализацию проводил консорциум, возглавляемый IBM Business Consulting Services. Поставку аппаратного обеспечения осуществила компания «Борлас». Основой решения стала система TIA одноименной датской компании, с ней тесно интегрирован продукт Oracle E-Business Suite. В марте 2005 года, по словам Сичкаря, продукт был внедрен и запущен в промышленную эксплуатацию практически в полной функциональности, реализация модулей «Казначейство» и «Управление персоналом» проводится в настоящее время. Для расчета резервов используется подсистема Oracle Financial Services.
Подсистема для автоматизации страхового бизнеса создана на базе продуктов «1С» — «ничего лучшего для пенсионного бизнеса мы не нашли», — заявил Сичкарь. Для управления документооборотом создано решение на базе технологии Lotus Notes. Всего в «ИФД КапиталЪ» внедрено около 20 подсистем на единой технологической платформе TIA, построено четыре центра обработки данных. Все это работает на RISC-серверах IBM eServer pSeries 670.
Системы TIA и Oracle E-Business Suite эксплуатируются в головном офисе компании и двух филиалах. Планируется, что в следующем году решение будет внедрено во всей компании. Пока же поддерживаются механизмы интеграции нового решения со старым программным обеспечением, еще применяемым в филиалах.
В первую очередь автоматизировались те бизнес-процессы, где ожидался максимальный экономический эффект, это внутренние процессы компании. А изучение опыта использования системы TIA страховщиками из Восточной Европы стало побудительным мотивом для перестройки собственных бизнес-процессов и реструктуризации компании.
«В результате нам удалось существенно сократить время разработки новых услуг», — отметил Сичкарь.
Автоматизация «обязательного»
В портфеле услуг многих отечественных страховых компаний значительное место занимает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — ОСАГО. Участники конференции с вниманием выслушали доклад о положении дел по созданию автоматизированной информационной системы ОСАГО. По словам начальника управления ИТ Российского союза автостраховщиков Юрия Сидорова, проект концепции системы пока еще находится на обсуждении в различных ведомствах. Планируется, что вскоре он будет направлен в правительство для рассмотрения и утверждения.
В настоящее время ведутся работы и над проектом АИС Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). К настоящему времени в рамках этого проекта завершена опытная эксплуатация подсистемы бланков строгой отчетности (БСО) для учета полисов.
«Предполагается, что с момента начала промышленной эксплуатации подсистемы БСО к ней на регламентной основе подключатся все компании — члены союза автостраховщиков, ведущих страховую деятельность на рынке ОСАГО», — заявил Сидоров. С вводом в промышленную эксплуатацию подсистемы БСО будут оптимизированы процессы информационного взаимодействия органов страхования и ГИБДД при ДТП, улучшена работа по компенсационным выплатам потерпевшим. Планируется, что БСО поможет по каждому застрахованному определять коэффициент, дающий право на бонусную скидку при заключении последующих договоров по страхованию, если автомобиль ни разу не попадал в ДТП на протяжении страхового периода, либо увеличивающий страховой взнос при обратной ситуации.
Круглосуточное страхование
Еще один крупный проект, представленный на конференции, осуществляется в компании «Росгосстрах», которая входит в четверку лидеров рынка. В составе компании 76 филиалов и более 2300 агентств, страховых отделов и других структурных подразделений; клиентами «Росгосстраха» являются свыше 20 млн. частных лиц и 130 тыс. предприятий.
После реорганизации компании, которая была предпринята три года назад, руководство решило, что целесообразно все управление сосредоточить в центральном офисе. Для этого требовалась стандартизация технологических процедур и программного обеспечения (в компании функционировало порядка 50 различных приложений).
Автоматизацию в «Росгосстрахе» помогала провести компания TopS BI. Ее специалистами на заказ была разработана автоматизированная система «АРМ Страховщика», которая позволила оптимизировать основную деятельность «Росгосстраха». С ее помощью был автоматизирован процесс учета договоров страхования, оформление страховой документации, расчет страховых выплат, сбор и анализ статистической и другой необходимой для управления информации.
Система построена с использованием продуктов Oracle. Создан механизм синхронизации данных между подразделениями и центральным офисом компании. Таким образом удалось построить распределенную систему с использованием имеющихся каналов связи низкого качества, применяя для передачи данных электронную почту. Еще одной важной разработкой стала автоматизированная система ведения нормативно-справочной информации.
В настоящее время система функционирует в круглосуточном режиме. В ближайших планах — организация ее взаимодействия с АИС РСА.