«Директор информационной службы»
В настоящий момент электроэнергетика отстает по части автоматизации от других важнейших отраслей. Ситуация усугубляется отсутствием формализованных требований к решениям. Этим и другим проблемам была посвящена конференция «ИТ-стратегия в период реформирования», собравшая руководителей ИТ-служб компаний энергетического комплекса. Главной ее целью стало информирование о ходе проекта IT-Energy по ИТ-структурированию РАО «ЕЭС России». Участники конференции обсудили новые отраслевые стандарты работы ИТ-служб и обменялись мнениями о реализации масштабных ИТ-проектов в энергетике.
«РАО тратит на информационные технологии 2,95% оборота, что выше среднемирового уровня (2,6%), однако результаты удовлетворительными признать трудно», — посетовал генеральный директор «ГВЦ Энергетики» Евгений Аксенов. Очевидно, причины кроются в неэффективном использовании средств, и это притом, что привлечь инвестиции в ИТ крайне сложно. К проблемам относится также отсутствие полноценного управления ИТ как хозяйственной деятельностью. Кроме того, в энергетике нет крупных сервисных компаний.
«Пока РАО представляет собой единую компанию, надо договариваться с поставщиками ИТ-решений», — считает заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Яков Уринсон. В будущем это позволит экономить значительные суммы. Централизация закупочной деятельности поможет получить от поставщиков специальные корпоративные цены и условия. Другим важным аспектом является сокращение издержек на ИТ через консолидацию их деятельности путем создания центров обработки данных и выбора единой платформы для бизнес-приложений. При этом в тех подразделениях, где ИТ-потенциал велик, его надо выводить на аутсорсинг. Там же, где он слаб, необходимо привлекать внешних поставщиков услуг.
В результате реформирования в руководстве всех региональных компаний, относящихся к РАО, появились ИТ-директора, которые призваны решать не только технические задачи, но и управленческие, хотя, как подчеркнул Уринсон, им далеко не всегда хватает знаний в управлении кадрами и экономике.
Бизнес-образование стало модным лишь в последние два года, и пока ИТ-сотрудникам тяжело выйти за рамки своих прямых обязанностей. Для этого необходим качественный скачок — обычный технический специалист должен превратиться в сотрудника, говорящего и мыслящего в терминах бизнеса. Взращивание таких ИТ-лидеров в рамках региональных организаций становится первостепенной задачей.
«Необходимо, чтобы область деятельности ИТ была более понятна руководству; также важно повысить статус ИТ-специалистов внутри компаний», — отметил Леонид Спицын, начальник департамента ИТ РАО. Например, когда вновь образованные компании будут конкурировать между собой, их руководство начнет воспринимать информационные технологии как способ получения конкурентных преимуществ. Это, в свою очередь, вызовет рост ИТ-бюджетов.
Если говорить о ближайшей перспективе, то главным приоритетом должна стать область управления. Во-первых, необходимо построить новую систему управления, а во-вторых, внедрить инструментарий для ее поддержки. Преимущество вновь образуемых компаний заключается в том, что они имеют возможность выстроить систему управления с нуля, используя современные методы и опыт аналогичных проектов.