«Открытые системы»

Языки SGML, HTML и XML позволяют компьютерам делать то, что раньше мог только человек, — интерпретировать документы

Простейшие средства для разметки текстов стали использовать несколько сотен лет тому назад: потребность в них возникла вместе с появлением печатного станка, нужно было готовить рукописи к набору. Собственно, сам термин «разметка» (markup) является производной от операции расстановки специальных знаков (mark up), указывающих на шрифт, расположение и другие особенности представления текста в напечатанном виде. Почти в неизменно виде этот способ указания действий для наборщиков или линотипистов просуществовал до тех пор, пока тексты не стали готовить на компьютерах, обеспечивавших автоматизацию форматирования. А дальше произошла удивительная метаморфоза, подготовка для печати оказалась частной задачей разметки, потому что создание Всемирной паутины вызвало к жизни язык HTML, а несколько позже необходимость обмена данными между приложениями — язык XML.

№ 48, 1998: XML — язык World Wide Web

«Расширяемый язык разметки Extensible Markup Language (XML) достиг того уровня развития, при котором он вполне может претендовать на роль базовой технологии при построении корпоративных систем электронной коммерции для поддержки транзакций между деловыми партнерами».

Язык разметки компьютеры читают гораздо лучше людей

И языки разметки текстов родом из полиграфии. Первый подобный язык в 1967 году предложил американский полиграфист Уильям Танниклиф. Он назвал свой метод разметки «обобщенным кодированием» (generic coding); позже этот метод стал основой полиграфического стандарта GenCode. Близкие по смыслу технологии разработали еще и книжные дизайнеры Стэнли Фиш и Брайн Рейд. Однако настоящий переворот совершил Чарльз Годьдфарб, исследователь из IBM, которого называют «отцом современных языков разметки». Он стал пионером в области компьютеризации подготовки печатных изданий, создав язык Generalized Markup Language (GML). Этим коротким перечнем не исчерпывается вся предыстория языков разметки, в интервале с конца 60-х до начала 80-х годов обнаруживаются и другие работы на ту же тему.

Впрочем, предпосылки к современным языкам разметки можно найти и вне полиграфической индустрии, например в средствах для подготовки текстов troff и nroff, имеющихся в операционной системы Unix, где есть форматирующие команды, включаемые в текст. Однако распространение подобных средств форматирования замедлилось с появлением технологий «получаете, что видите» (what you see is what you get, WYSIWYG), используемых не только обычными пользователями, но и серьезными издательскими организациями. Первым языком, где ясно и четко разделялись структура и ее представление, был язык Scribe Брайана Рейда, созданный в 1980 году. Он непосредственным образом повлиял на появление языка GML, позже переименованного в SGML, а также на его преемников HTML и LaTeX. Язык SGML определяет синтаксис разметки документов и принципы использования меток. Он позволяет авторам создавать требуемую им разметку и метки, соответствующие языкам, на которых написаны документы. Таким образом, SGML скорее является метаязыком; на его основе были созданы специализированные средства, например инициатива Text Encoding Initiative (TEI) и язык разметки документов DocBook. Язык SGML задумывался в качестве средства для создания читаемых машиной документов в больших проектах, он должен был обеспечить их читаемость на десятилетия вне зависимости от прогресса в технологиях. Для более массового практического использования SGML оказался слишком тяжеловесным, поскольку имел слишком большой объем трудноизучаемой документации, обладал чрезмерной гибкостью. Поэтому он занял узкую нишу, а на передний фронт вновь вышли средства WYSIWYG.

Ситуация изменилась в пользу идеологии, выработанной при создании SGML, когда британец Тим Бернерс-Ли использовал этот язык в качестве прототипа для создания языка разметки гипертекстов HTML, используемого в WWW. Этот язык стал самым массовым языком разметки. Следом за Бернерсом-Ли в середине 90-х другой британец, Йон Борсак, предложил создать свою версию языка «SGML для Web», в 1996 году его инициатива получила поддержку руководства консорциума W3C и корпорации Microsoft.

Разработка нового языка осуществлялась силами рабочей группы, насчитывавшей 11 человек, а возглавил ее известный эксперт в области программирования в открытых кодах Джеймс Кларк. Именно он и переложил принятое сейчас название — XML. Были и другие варианты — MAGMA (Minimal Architecture for Generalized Markup Applications), SLIM (Structured Language for Internet Markup) и MGML (Minimal Generalized Markup Language).

Работа над новым языком осложнялась политическими интригами, вызванными тем, что в ту пору на поле World Wide Web активно противодействовали Microsoft и тогдашний лидер рынка браузеров, ныне не существующая компания Netscape. Основная работа над языком заняла менее полугода, с июля по ноябрь 1996 года, но на доработку ушло более года, и в феврале 1998-го консорциум W3C принял XML 1.0 со статусом «рекомендация». Участники разработки единодушны: без Йона Борсака язык XML не состоялся бы. Борсак не только оценил значение SGML и осознал необходимость в создании облегченной специализированной версии для Web, но к тому же выстроил безукоризненную политическую стратегию, позволившую погасить противоречия между конкурирующими компаниями. Второе издание XML 1.0 Recommendation появилось в октябре 2000 года, а третье — в феврале 2004-го. Тогда же появилась версия XML 1.1. Текущими версиями являются XML 1.0 Third Edition и XML 1.1.


Из подшивок Computerworld

Универсальный солдат в строю

Татьяна Грачева, № 48, 1996

Informix-Universal Server представляет собой решение с единым процессором базы данных, которое позволяет использовать традиционные возможности реляционных СУБД и наряду с этим допускает легкое расширение для обработки любых требуемых типов данных. Прежде для манипулирования различными типами данных пользователи должны были приобретать многочисленные, настроенные на конкретный тип данных серверы. Эти серверы соединялись за счет слоя промежуточного программного обеспечения. Развертывание и выполнение приложений в подобной среде было затруднено, снижалась производительность управления и архивации.

http://www.osp.ru/cw/1996/48/62.htm

Единообразие — мать порядка

Александр Крейнес, №48, 1997

Коммерческий успех компании в значительной степени зависит от того, насколько ее сотрудникам удастся, во-первых, осмысливать и упорядочивать входящую информацию, а во-вторых, оперативно отвечать на поступающие запросы. Для решения обеих проблем крайне желательно использовать технологию, благодаря которой можно было бы обращать внимание только на содержание сообщений, в максимальной степени абстрагируясь от их конкретной формы — будь то факс, электронное письмо или голосовое сообщение…

Так родилась идея единой среды обмена сообщениями (unified messaging)… Продукты, в которых этот подход реализован в полной мере, появились совсем недавно.

http://www.osp.ru/cw/1997/48/102.htm

СУБД — платформа для Internet

Михаил Зырянов, № 48, 1998

… Работа по сращиванию СУБД Oracle и операционной системы уже ведется.

Oracle утверждает, что традиционная клиент-серверная архитектура постепенно изживает себя, поэтому следует ориентироваться на гибридную схему, основанную на трехзвенной архитектуре с применением технологий Internet и Java. В подтверждение данной гипотезы Oracle намерена сделать свою СУБД универсальной платформой для корпоративных сетей… Oracle8i позволяет хранить файлы и документы различных типов, обеспечивая локальный и удаленный доступ к ним как к обычным файлам, хранящимся в каталогах и папках.

http://www.osp.ru/cw/1998/48/29.htm

«Неравный брак»

Игорь Елисеев, № 48, 1999

После легализации рынка Internet-телефонии в июне текущего года в России наметился быстрый рост количества операторов этой услуги. Рынок вышел из «подполья» и занял полноценную нишу коммерческих услуг связи наряду с традиционной телефонией и передачей данных… Дело в том, что связь, в том числе телефонная, — это традиционно стратегическая, охраняемая государством отрасль. Допустить подобную либерализацию рынка, пусть даже за счет внедрения совершенно нетрадиционной технологии, означает для Минсвязи увидеть такие резоны, которые нельзя игнорировать.

http://www.osp.ru/cw/1999/48/11.htm

Вторая война Индии за независимость

Шриватса Кришна, № 48, 2000

По мнению специалистов McKinsey & Co., оборот электронного бизнеса в Индии в 2004 году достигнет 1,5 млрд. долл., а к 2020 году этот показатель увеличится до 10 млрд. долл., то есть будет составлять примерно 1% мирового рынка…

Индии необходимо эффективно использовать огромный талант своего народа и перейти от «рабского труда» в экономике знаний (все еще находящейся в процессе формирования) к развитому во всех аспектах обществу знаний...

Если Индия не воспользуется открывающейся сейчас возможностью, последующие поколения ей этого не простят.

http://www.osp.ru/cw/2000/48/030_0.htm

Новая Россия начинается в Чувашии

Денис Борушевский, № 48, 2001

В Чувашии в эксплуатацию введена первая очередь «Республиканской информационно-аналитической системы» (РИАС), консультантом и поставщиком решений для которой выступила корпорация Intel.

В РИАС, как утверждает руководство республики, впервые реализована концепция электронного правительства в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». Она представляет собой инструмент Программы реформирования системы управления общественными финансами, действующей в пяти регионах, выбранных в ходе конкурса, объявленного Министерством финансов….

http://www.osp.ru/cw/2001/48/022.htm

Программные миры НР

Наталья Дубова, № 48, 2002

Попытка выйти со своими предложениями на динамично развивающийся и очень перспективный ныне рынок интеграции приложений оказалась для НР неудачной. Зато управление ИТ-средой — та область, где НР со своей программной платформой OpenView всегда была среди лидеров. По мнению многих аналитиков, рынок наконец созрел, чтобы воспринять принципы управления ИТ-департаментами как сервисной структурой, строящей отношения взаимовыгодного сотрудничества с основным бизнесом.

http://www.osp.ru/cw/2002/48/032_1.htm

Необычный контракт

Игорь Лукьяненко, № 48, 2003

Bull будет поставлять свои серверы на процессорах Itanium 2 компании Kraftway, которая будет продавать их под маркой G-Scale. Кроме того, Bull предоставит Kraftway техническую и сервисную поддержку. Соглашение действительно пять лет и распространяется на всю территорию России…

http://www.osp.ru/cw/2003/48/020_1.htm

«Нортону» в помощь

Элен Месмер, Дэнни Коннор, № 48, 2004

Решение Symantec о покупке за 13,5 млрд. долл. компании Veritas, специализирующейся на создании программных систем управления хранением, встретило одобрение аналитиков…

Symantec благодаря большим объемам продаж своего антивирусного программного обеспечения получила необходимые средства для того, чтобы заявить о себе на корпоративном рынке… Со своей стороны, Veritas ищет способ проникнуть на рынок систем защиты, где постоянно растет спрос на программные средства резервного копирования и архивирования.

http://www.osp.ru/cw/2004/48/004_1.htm