«Директор информационной службы»
На очередных «Днях Microsoft» обсудили применение ИТ в торговом бизнесе
Логика развития торговли неумолимо направляет отрасль к формированию торговых сетей. Как рассказал вице-президент Национальной логистической ассоциации Николай Титюхин на конференции «Отраслевые дни Microsoft. Оптовая торговля и дистрибуция», 80% розничных продаж в США осуществляется через такие сети. В России их доля составляет только 5-8%, но она быстро растет.
Зарубежные торговые сети активно пытаются проникнуть на российский рынок самостоятельно или путем установления партнерских отношений. Это повышает интерес отрасли к современным ИТ. По мнению директора департамента Microsoft Business Solutions Евгения Воронина, усиление конкуренции ведет к интенсификации использования в торговле современных технологий, что позволяет существенно снизить себестоимость торговых услуг. Клиенты оптовых предприятий становятся более информированными, это заставляет уделять больше внимания управлению взаимоотношениями с ними. К основным факторам, угрожающим устойчивости бизнеса, Воронин отнес снижение прибыли, нерациональное управление складскими ресурсами, сокращение клиентской базы и появление на рынке новых конкурентов в лице зарубежных компаний.
Большинство решений MBS для торговли основаны на Microsoft Axapta. При этом ПО Microsoft обеспечивает стандартную ERP-функциональность, а партнеры компании занимаются доработкой, адаптацией и внедрением решений. В дальнейшем эти решения могут продаваться как партнерами, так и по каналам Microsoft.
Как отметила руководитель направления исследований IDC Елена Семеновская, по данным IDC на конец 2004 года, объем мировых инвестиций в ИТ в дистрибуции составил 37,5 млрд. долл., в то время как для России этот показатель равен 220 млн. долл. Структура затрат отечественных дистрибьюторских компаний близка к зарубежной практике — от 2 до 4% составляют расходы на ИТ.
Елена Семеновская: «Объем мировых инвестиций в ИТ в дистрибуции составил 37,5 млрд. долл.» |
Российский рынок, по словам Семеновской, проходит этап бурного развития, для него характерна интенсивная экспансия в регионы и он далек от насыщения ИТ-решениями. Ожидается, что объем инвестиций российского дистрибьюторского бизнеса в ИТ к концу 2009 года превысит 500 млн. долл., из них около 60 млн. долл. будет израсходовано на бизнес-приложения. Семеновская отметила также, что для предприятий среднего бизнеса не всегда подходят приложения, разработанные для крупных структур.
Важнейшей проблемой дистрибьюторского бизнеса является адекватная организация логистики, для чего также необходимо применение ИТ. По словам Титюхина, в связи с ростом территориальной распределенности и активным вторжением крупных зарубежных компаний средние российские предприятия должны будут либо подрасти до размера крупных, либо войти в состав цепочек поставок крупных дистрибьюторов.