В Петербурге прошел полуфинал чемпионата мира по программированию среди студентов
На постсоветском пространстве растет число вузов, готовящих программистов высокого уровня. Основания для оптимизма дал полуфинал чемпионата мира по программированию ACM International Collegiate Programming Contest. Чтобы попасть на этот полуфинал, командам необходимо было пройти через сито отборочных соревнований. Они проводились в 15 четвертьфинальных зонах, которые охватывают Россию и страны ближнего зарубежья (эта же территория является полуфинальной зоной). На начальной стадии от 275 вузов выступало почти 700 команд.
Чтобы попасть на чемпионата мира по программированию ACM International Collegiate Programming Contest, командам необходимо было пройти через сито отборочных соревнований. Они проводились в 15 четвертьфинальных зонах, которые охватывают Россию и страны ближнего зарубежья |
К тому же финалы последних лет свидетельствуют, что именно в этом регионе находятся сильнейшие команды, которые стабильно становятся чемпионами и призерами чемпионата мира по программированию. И при такой серьезной конкуренции «постсоветские» полуфиналы последних лет не обходятся без сюрпризов — почти всегда о себе заявляет какая-то команда, которая в предыдущие годы не рассматривалась в качестве фаворита.
В этом году удивил Казахско-Британский технический университет. Команда вуза дебютировала в полуфинальных соревнованиях два года назад и тогда заняла 71-е место. В ходе полуфинала 2005 года она долго держалась на третьем месте и в итоге стала седьмой, что вполне достаточно для поездки в апреле 2006 года в Сан-Антонио для участия в финале.
Ротация
В финальных соревнованиях наш регион на этот раз будет представлен 11 университетами. Право побороться за звание чемпионов мира получили команды МГУ (1-е место), СПбГУ ИТМО (2-е место), Алтайского ГТУ (3-е место), Уральского ГУ (5-е место), СПбГУ (6-е место), Казахско-Британского технического университета (7-е место), Уфимского авиационного ГТУ (8-е место), Саратовского ГУ (9-е место), Петрозаводского ГУ (11-е место), Ярославского ГУ (12-е место) и Южно-Уральского ГУ (14-е место).
По мнению директора полуфинальных соревнований Владимира Парфенова, это говорит о том, что уровень подготовки программистов в регионах повышается. И есть надежда на решение проблемы дефицита кадров в Москве и Санкт-Петербурге за счет миграции специалистов. Университеты двух столиц уже не поспевают за растущим спросом.
Тем не менее на первых ролях остаются МГУ, СПбГУ ИТМО и СПбГУ. Третье или даже второе место в полуфинале может занять какая-нибудь команда из регионов. Но первое за собой держат пока только представители одного из этих университетов. Ранее полуфинал и заодно звание чемпиона России четыре раза выигрывали студенты СПбГУ ИТМО, три раза — СПбГУ и два раза — МГУ.
К тому же у этих университетов есть хороший резерв. Если бы их первые команды не выступали в полуфинале, то путевки в Америку получили бы вторые или третьи, поскольку заняли места (МГУ III — 4-е, СПбГУ ИТМО II — 10-е, СПбГУ II — 13-е), позволяющие заменить любого из финалистов. Согласно регламенту, даже заняв в полуфинале второе место, команда может не пройти в решающую стадию, если первое у того же университета. В финале, в отличие от полуфинала, от каждого учебного заведения имеет право участвовать только одна команда.
Такое же превосходство команд Москвы и Петербурга долгое время сохранялось на олимпиадах по программированию среди школьников. Однако в этом году звание чемпиона страны завоевала команда физико-математического интерната при Новосибирском государственном университете. Правда, школьники из двух столиц все же пока доминируют, заняв места со второго по четвертое. Сразу за сибиряками расположились две петербургские команды — физико-математической гимназии № 30 и сборная команда школьников, прошедшая обучение в центре подготовки СПбГУ ИТМО. Четвертое место заняла московская специализированная школа № 57.
Рекрутинг
Если школьников в качестве будущих сотрудников софтверных компаний рассматривать пока рано, то студенты еще до окончания своего вуза могут пройти стажировку в одной из фирм. Естественно, что больше возможностей привлечь студенческую элиту имеют спонсоры соревнований. На петербургской площадке (полуфинал проходил одновременно в четырех городах — в Петербурге, Барнауле, Батуми и Ташкенте) правом заняться рекрутингом могли воспользоваться местный филиал корпорации Borland, группа компаний «Транзас» и группа компаний OpenWay.
У менеджеров по персоналу «Транзаса» уже есть соответствующий опыт. Команда Оренбургского государственного университета, удачно выступившая четыре года назад, в полном составе переехала в Петербург и заняла вакантные должности в одной из компаний этой группы. Borland также давно и тесно общается со студентами. А вот группа OpenWay первый раз стала спонсором соревнований.
«Нам, конечно, нужны подготовленные программисты. Но относительно этого полуфинала мы не ставили никаких конкретных целей по подбору персонала. Мы хотели просто посмотреть, что из этого получится. В любом случае жалеть не будем», — прокомментировала инициативу своей компании менеджер по персоналу OpenWay Вероника Ветрова.
Многие студенты могут не захотеть оставлять свой родной город или страну. Так, например, миграция из Казахстана, где за два года подготовили хорошую команду, в Россию не так велика, как из других стран ближнего зарубежья, потому что уровень жизни отличается незначительно. Тем не менее завязанные во время полуфинала контакты должны способствовать сотрудничеству компаний на постсоветском пространстве.
При всех проявлениях положительных перемен есть основания только для сдержанного оптимизма. По словам заведующего кафедрой «Технологии программирования» Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Анатолия Шалыто, бывшие студенты, которые показывали выдающиеся результаты на чемпионатах мира по программированию, пока не сделали ничего великого ни в науке, ни в технологиях. Хотя они и способны на очень многое, для решения какой-то важной проблемы у них не хватает моральных стимулов. Материально большей частью их стимулируют только на развитие существующих технологий, которые часто несовершенны и распространены только благодаря мощной маркетинговой поддержке. Кроме того, изменилось не в лучшую сторону базовое образование.
«Если раньше программистами становились математики, то сейчас — те, кому в пять лет родители купили компьютер», — говорит Шалыто.