«Директор информационной службы»
В ходе реформирования РАО «ЕЭС России» перед энергетической отраслью встают новые задачи в сфере ИТ
Монополии по природе своей малоподвижны и не готовы гибко реагировать на требования рынка. Это свойственно и РАО «ЕЭС России», что буквально через несколько лет может стать серьезным препятствием для развития отечественной промышленности. Поэтому реформа электроэнергетической отрасли, которая по замыслу ее авторов должна быть завершена до 2010 года, предполагает, что на смену вертикально интегрированному холдингу РАО «ЕЭС России» придут генерирующие, сетевые (или передающие), управляющие и сбытовые компании. В стране должен появиться свободный рынок электроэнергии, и, поскольку электроэнергетика от производства до потребления становится бизнесом, к отрасли проявляют интерес потенциальные инвесторы.
За государством остаются инфраструктурные подразделения — федеральная сетевая компания как оператор крупной несущей сети (ФСК ЕЭС), гидрогенерация (ГидроОГК), поскольку это огромные капиталовложения, потенциальные экологические проблемы и т. п., независимый системный оператор, обязанный объективно распределять электроэнергию (СО-ЦДУ), а также организатор системы торгов электроэнергией. Все остальные компании должны стать частными.
Все это не только коренным образом изменяет бизнес-модели энергетических предприятий, но и ставит новые задачи перед ИТ-подразделениями, которые обсуждались на IV Всероссийской конференции ИТ-специалистов дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России». В результате реформы отрасли образуется множество новых бизнес-единиц, которые теперь должны выстраивать совершенно новые для них информационные системы — бухгалтерские, управленческие, финансовые и др.
Начальник департамента информационных технологий КЦ РАО «ЕЭС России» Леонид Спицын: «В результате реформы отрасли образуется множество новых бизнес-единиц, которые должны будут заново выстраивать свои информационные системы» |
«Потребуется отслеживать поставку по платежам и переходить к ?почасовому? рынку, а в перспективе — и к рынку реального времени. Для этого необходимо внедрение новых информационных и измерительных систем, когда на конечном оборудовании можно будет измерить, сколько фактически прошло электроэнергии. А для этого необходимы инфраструктурные системы, в том числе сети передачи данных и связи», — сфокусировал задачи отрасли в своем докладе начальник департамента информационных технологий КЦ РАО «ЕЭС России» Леонид Спицын.
Кроме того, по словам Спицына, сбытовые компании начинают активнее работать с потребителями на рыночных условиях, а не по тарифам и нормативам, как прежде. Поэтому потребуется внедрять целый класс приложений, связанных с работой с конечным потребителем: биллинговые системы, системы CRM, расчетные системы и др. Понадобятся и системы, ориентированные на работу с инвестициями, приток которых ожидается в отрасль.
По данным проведенного «ГВЦ Энергетики» исследования, в 2004 году на предприятиях отрасли насчитывалось более 20 тыс. ИТ-специалистов. На сегодняшний день около 80% дочерних и зависимых организаций РАО имеют в своем штате ИТ-директоров. Но все эти годы ИТ-подразделения отрасли не воспринимались как ключевой фактор, влияющий на бизнес-успехи предприятия, а потому у этой армии специалистов нет опыта работы с системами, которые становятся востребованы отраслью в новых рыночных условиях.
Казалось бы, в этой ситуации как нельзя кстати мог бы пригодиться многолетний опыт и знание специфики отрасли, накопленные «ГВЦ Энергетики». Однако маловероятно, что силами специалистов ГВЦ можно решить задачи сотен компаний. Генеральный директор «ГВЦ Энергетики» Евгений Аксенов считает, что первоочередной интерес для его организации представляют компании с большим государственным пакетом: ФСК ЕЭС, СО-ЦДУ и ГидроОГК: «Можно получить огромный выигрыш, если найти разные, но правильно совмещаемые инфраструктурные элементы трех этих компаний. Тогда можно будет одновременно решить несколько задач, стоящих перед ними. Двигаясь в этом направлении, со временем можно построить единое информационное пространство отрасли».
Однако идея единого информационного пространства отрасли на первом же этапе столкнулась с проблемой справочников. В условиях отсутствия ИТ-стандартов на предприятиях отрасли насчитывалось около 40 различных классификаторов. В этих условиях обмен данными в информационном пространстве отрасли становился крайне затруднительным. Поэтому вопрос стандартов вызвал у участников конференции живой интерес. Кроме того, их волновало, не станет ли та или иная унаследованная ИТ-инфраструктура препятствием для работы на электроэнергетическом рынке, как не соответствующая принятым стандартам? Пока же ИТ-руководство РАО «ЕЭС России» сделало заявление, что никаких ограничений на внедряемые решения в отрасли нет — за исключением морально устаревших.