Судьба выставок Comdex и CeBIT показывает, что массовому технологическому мероприятию с широкой тематикой крайне трудно сохранить свои позиции. С ростом аудитории снижается средний уровень профессионализма, а КПД от затрат на участие в выставке резко снижается
В 2000 году в мире было три главных компьютерных выставки — каждая в своей части света. Одна из них закрылась, вторая работает, но в отрасли зреют сомнения насчет ее безусловной эффективности, третья продолжает расти. Речь идет о Comdex (США), CeBIT (Европа) и Computex (Юго-Восточная Азия) — о трех брэндах, названия которых нередко сопровождали запуски разнообразных ИТ-продуктов, чьи анонсы приурочивались к проведению очередной выставки.
Раньше всех началась и закончилась Comdex. Выставка стартовала в 1979 году как мероприятие для компьютерных дилеров. В первый раз она собрала 150 экспонентов и около 4 тыс. посетителей, но со временем стала едва ли не главным событием в мире ИТ. Пик популярности Comdex пришелся на конец 90-х, когда любая мало-мальски серьезная ИТ-компания считала своим долгом в ней участвовать. Но потом люди перестали приезжать, у устроителей выставки начались финансовые трудности, а крупнейшие экспоненты прекратили в ней участвовать.
Последний раз Comdex прошла в 2003 году. Тогда ее попытались превратить из шумной ярмарки в мероприятие для ИТ-профессионалов, но попытка провалилась, и больше Comdex не проводилась. Любопытно, что в 2005 году компания MediaLive International, тогдашний владелец прав на брэнд, объявила было о проведении Comdex в Москве, но впоследствии было решено вместо нее организовать выставку Interop.
Вместо Comdex главным мероприятием в США стала считаться CES, существующая с 1967 года и последнее время проходящая в том же Лас-Вегасе. Если MP3-плейеры, цифровые фотоаппараты и прочая потребительская техника, представленная на Comdex, была с точки зрения компьютера периферией, то с точки зрения потребительской электроники это и есть главный продукт. Однако, хотя CES и посвящена потребительским продуктам, посетить ее могут только те, кто имеет профессиональное отношение к индустрии бытовой электроники.
То, что произошло с Comdex, а теперь грозит повториться с CeBIT, называется потерей фокуса. Выставка становится слишком крупной, и компании, имеющие ограниченные маркетинговые бюджеты, отдают предпочтение более специализированным мероприятиям. Посетители, особенно те, которые приезжают издалека, начинают задумываться, стоит ли ехать на ярмарку, выкладывая при этом сотни евро за ночь в забитом под завязку отеле? Закон перехода количества в качество не работает, и толпы посетителей лишь создают неудобства для профессиональных участников.
Что касается CeBIT, берущей начало в 1986 году, то ее принято называть крупнейшей ИТ-выставкой в мире. Правда, масштабность в значительной мере достигается за счет высокой развитости самого немецкого ИТ-рынка. На CeBIT выставляется немало компаний, названия которых неизвестны за пределами Германии, а среди посетителей много тех, кто приехал из окрестных городов и весей. Если спросить жителя Ганновера, чем для него является крупнейшая в мире ИТ-выставка, то его эмоции будут довольно сдержанными: «Интересно походить на выходных».
Самую большую площадь CeBIT занимала в 2001 году, и с тех пор ее размеры начали сокращаться, причем в значительной мере за счет крупнейших, особо доходных экспонентов. В 2005 году там уже не было HP, в 2006 году ушла Philips. Компании BenQ, Lenovo, Motorola и Nokia отменили свое участие на 2007 год; этот список наверняка не полон.
У CeBIT есть кандидат в преемники, аналогичный CES для Comdex. Это берлинская выставка IFA, на которой все больше концентрируется внимание европейской аудитории, интересующейся цифровой техникой.
Из упомянутых выставок лучше всего пока себя чувствует Computex, появившаяся в начале 90-х годов и растущая из года в год. Но она всегда стояла особняком. Главная задача тайваньского мероприятия — представлять местную электронную промышленность на мировом рынке, и с ней она прекрасно справляется.
Гости на Computex съезжаются с разных концов земного шара. В первый день работы выставка открывает двери исключительно для иностранных посетителей. Как ожидается, в этом году подобная практика будет распространена уже на два дня работы. Что же до экспонентов, то участие иностранных компаний прямо ограничено организаторами.
Не исключено, что именно в этом и заключается успех Computex, которая будет расти вместе с тайваньской индустрией, а если и сокращаться, то тоже только вместе с индустрией.
Ярмарочный формат общения с широкой аудиторией слишком дорог. И для того, чтобы рассказать потребителю о технологических новинках, ныне существуют более адекватные каналы распространения информации. Мероприятия для профессионалов все еще оправдывают свое существование, но последних часто отпугивает переориентация на массовый рынок.
Впрочем, и профессионалы все чаще предпочитают получать информацию прямо на рабочем месте. В мире, где данные передаются за считанные секунды, расстояния становятся существенным препятствием для «физического контакта». Ряд компаний, в том числе AMD и Sun Microsystems, ведут маркетинговые эксперименты в Internet, устраивая наряду с традиционными полностью виртуальные мероприятия.
Но вернемся к CES. Почему эта выставка на фоне Comdex и CeBIT демонстрирует такую удивительную стойкость? Она существует дольше остальных — в этом январе она состоялась в сороковой раз — и признаков упадка не подает. Причин такой живучести может быть несколько. Но одна из них лежит на поверхности. Если согласиться с тем, что главная проблема Comdex и CeBIT — потеря фокуса, то CES своего фокуса, напротив, все эти годы не теряла.
Она концентрируется вокруг бытовой электроники, а точнее — вокруг доставки развлечений на дом. И если в 1970 году для этих целей служил видеомагнитофон, впервые представленный именно на CES, и магнитная пленка, то сегодня ровно для этих же целей на выставке представляют интерактивные системы, доставляющие телепрограммы, музыку и фильмы прямо из Internet. Очевидно, что ИТ — лишь волна, на которой мир бытовой электроники развивается сейчас. Случись так, что она спадет, появится другая. Ведь шоу должно продолжаться.