Глава европейской штаб-квартиры Brother рассказывает о планах компании на российском рынке
В начале марта компания Brother объявила о намерении прекратить со второй половины нынешнего года прямые поставки запасных частей для своего оборудования российским сервис-партнерам. Теперь эту функции возьмет на себя OOO «Бразер» — самостоятельная «сервисно-логистическая» компания, которая будет сосуществовать совместно с работающим в нашей стране вот уже три года представительством Brother. Его руководитель — Есидзи Мацуи возглавит и ООО «Бразер».
О том, почему решение о переходе на новую форму работы было принято именно сейчас, и что планирует предпринимать Brother на российском рынке в ближайшем будущем, рассказал глава европейской штаб-квартиры Brother Ацуши Ивамото, в чью зону ответственности входит бизнес компании в нашей стране.
С чем связано появление в России самостоятельной сервисной компании: разве существующее уже три года представительство не обеспечивало надлежащее обслуживание продукции?
Создаваемая в России сервисная компания является стандартной формой присутствия Brother во всем мире: на сегодняшний день только в Европе их насчитывается 18. Создание таких компаний в каждой стране — один из основных принципов политики Brother.
Главная задача сервисных компаний — организация доставки запасных частей в кратчайшие сроки. В России примерный срок поставки запасных частей и их таможенной очистки через новую компанию в среднем будет составлять не более двух недель после получения заказа, что существенно снизит сроки ремонта. При этом цены на запасные части не будут зависеть от объема заказа, что имеет большое значение при необходимости срочной поставки небольших партий запасных частей.
Что же касается представительства, то оно с самого начала выполняло исключительно маркетинговые функции и фактически является независимой маркетинговой компанией, обслуживание продукции в его функции не входит. Поэтому открытие в России сервисной компании является логическим продолжением развития бизнеса в регионе.
Почему решение об открытии сервисной компании принято именно сейчас?
Решение об открытии сервисной компании было принято еще в прошлом году — ООО «Бразер» зарегистрировано в июле 2006-го. В настоящее время идет процесс распределения ролей между ней и представительством Brother.
Появление сервисной компании является результатом того, что система государственного регулирования ввоза продукции в страну к настоящему времени стала достаточно стабильной, прозрачной и понятной нам. Также за три года работы мы неплохо изучили и сам рынок, поэтому открытие сервисной компании означает еще и готовность Brother к дополнительным инвестициям в регион.
Известно ли, какие суммы будут инвестированы в бизнес на территории России?
Вся маржа, получаемая с продаж Brother в России, будет реинвестирована в развитие бизнеса: так было с самого начала работы представительства и так будет продолжаться и с появлением сервисной компании. Дополнительных вливаний мы пока не планируем — во всяком случае, в ближайшие два-три года. О строительстве заводов или центров разработки на территории России речь пока также не идет.
Многие крупные игроки рынка печатающих устройств жалуются на большое количество поддельных расходных материалов в нашей стране. Сталкивается ли Brother с этой проблемой?
Да, конечно, однако ситуация с поддельными расходными материалами в России намного лучше, чем в других регионах. К примеру, в Китае, по нашим оценкам, поддельными являются около половины всех расходных материалов, продаваемых под маркой Brother. В России этот показатель существенно ниже, на уровне 20-30%. Это совпадает со среднемировым уровнем — около 25%. Причем примерно 20% — это повторно заправленные картриджи, и только 5% — действительно поддельные. Правда, последние беспокоят нас намного больше: человек, купивший подделку, может навсегда составить негативное впечатление обо всей продукции Brother.
Какое место занимает Россия в европейском бизнесе Brother?
В 2006 финансовом году оборот Brother в Европе по направлению печатающих устройств составил около 1 млрд. евро, из которых приблизительно 3% пришлось на Россию. В планах — увеличить этот показатель до 10%.
Что же касается среднесрочной перспективы, то к 2010 году мы намерены довести оборот Brother в России до 100 млн. долл. Это небольшая цифра в сравнении со странами Западной Европы; например, в одной только Германии оборот Brother сегодня составляет 400 млн. долл.
Какую долю занимает продукция Brother на российском рынке печатающих устройств?
Поскольку принтерное подразделение работает в России всего три года, эта доля, естественно, невелика — особенно по сравнению с европейскими странами. Например, в Европе в сегменте монохромных лазерных многофункциональных устройств наша доля составляет 35%, а в России — 5-7%. Для монохромных лазерных принтеров эти показатели составляют 18 и 2-3% соответственно.
Однако определенные успехи уже есть: в сегменте монохромных лазерных принтеров в России мы входим в первую пятерку производителей, а в сегменте струйных МФУ — в первую четверку.
Также мы возлагаем большие надежды и в России, и в Европе на наши цветные МФУ, особенно на новое поколение этих устройств, в которых впервые применен печатающий механизм нашей собственной разработки. Кстати, это наш отдельный повод для гордости: теперь в цветных лазерных МФУ нет ни одной «чужой» детали.
Получается, что Brother вопреки мировым тенденциям предпочитает самостоятельную разработку и производство аутсорсингу. Почему?
Стремление производить все самим справедливо лишь для дорогих и сложных устройств — таких, как цветные лазерные МФУ. Такие модели, с одной стороны, являются своего рода визитной карточкой компании, а с другой — цена не является в этом сегменте решающим фактором.
В других сегментах все иначе: например, в отношении струйных МФУ начального уровня мы придерживаемся политики «чем дешевле — тем лучше» и при необходимости отдаем разработку и производство на откуп сторонним компаниям.
Кроме того, политика Brother отличается от некоторых наших конкурентов, предпочитающих сначала выпустить как можно большее количество устройств по минимально возможной цене, а потом уже думать, как и куда их сбыть. Мы не стремимся заполнить рынок дешевыми устройствами с минимальной маржой и всегда выпускаем ровно столько продукции, сколько нужно в данный момент рынку. Такие цифры по каждой стране готовят для нас региональные представительства, и эти прогнозы дают нам дополнительное конкурентное преимущество. Пока эта стратегия работает.