Служба новостей IDG, Дюссельдорф
Немецкие исследователи разрабатывают сервисы SmartWeb с обратной связью, призванные предоставить водителям оперативную и актуальную информацию
Если чего-то и не хватает байкеру на немецких скоростных автобанах, так это возможности оперативно узнать о дорожной обстановке и пробках или хотя бы о расположении ближайшего придорожного кафе. Но помощь уже идет.
Исследователи из нескольких немецких компаний, общественных исследовательских организаций и университетов уже работают над перспективными технологиями, благодаря которым водители смогли бы взаимодействовать с их транспортными средствами с помощью голоса, жестов и мимики. А планов на будущее у них еще больше.
Простые ответы на сложные вопросы
Один из самых масштабных проектов — SmartWeb. Он частично финансируется Министерством науки и образования Германии; в работе над ним принимают участие компании BMW, DaimlerChrysler и Siemens. Целью проекта является разработка для водителей способов доступа к сервисам, основанных на принципах Semantic Web с голосовой и тактильной обратной связью. Задача Semantic Web в целом — предложить для Web единый стандарт публикации информации в Web в удобной для автоматической обработки форме, с использованием процессов, сходных с процессами дедуктивного и логического мышления человека. А проект SmartWeb должен создать интерфейсы доступа к такой информации для людей, находящихся в процессе передвижения.
Поскольку ресурсов, построенных на принципах Semantic Web, в Сети пока немного, проект SmartWeb использует собственные лингвистические технологии и методы извлечения информации для того, чтобы автоматически размечать страницы, написанные на стандартном HTML.
«Разрабатываемые методы должны пригодиться всем водителям транспорта, но особенно — мотоциклистам», — считает специалист из Центра исследований искусственного интеллекта в Саарбрюкене Ансельм Блохер.
«Для мотоциклиста особенно важно получить ‘настоящий’ ответ на вопросы вроде ‘есть ли впереди на дороге опасные места’, — добавил он. — Ему не нужны длинные простыни данных, ему нужен один быстрый и конкретный совет».
В качестве примера Блохер описал одну из возможных ситуаций. Предположим, на дороге образовалось масляное пятно. Датчики, установленные в автомобилях, обнаруживают его и пересылают данные всем находящимся в этом районе транспортным средствам, оборудованным беспроводной связью, а те предупреждают водителей об опасности.
SmartWeb сможет распознать, насколько водитель занят в данный момент, и соответственно изменить способ подачи информации. Если, скажем, мотоциклист сейчас проходит с креном на скорости поворот, то система не будет использовать для сообщения о масляном пятне громкий сигнал, а подаст сигнал через приборный щиток мотоцикла.
Если же мотоциклист движется на низкой скорости по прямой дороге, система может показать опасную точку на электронной карте или сообщить об опасности через наушники в шлеме.
И будильник, и инспектор
Предполагается, что проект SmartWeb сможет эффективно работать с системами разработки консорциума Car2Car, в который входят крупнейшие европейские производители автомобилей. Консорциум разрабатывает беспроводную сеть, которая будет обеспечивать связь между близко находящимися транспортными средствами. Информация о дорожной обстановке будет передаваться по такой сети «волнами» от одной группы транспортных средств к другой.
Кроме того, решения, составляющие SmartWeb, должны хорошо сочетаться с некоторыми разработками компании Siemens в области безопасности на транспорте. В продаже уже имеется одна из ее систем для грузовых машин. Небольшая камера постоянно следит за инфракрасным изображением лица водителя. Программа определяет степень усталости водителя, принимая во внимание такие факторы, как движения головы и частоту морганий глаз. Если водитель начинает засыпать, система включает вибрацию сиденья. Если это не действует, машина подает звуковой сигнал, становящийся все громче, пока водитель не придет в более бодрое состояние.
Другая система с камерой и специальным программным обеспечением сможет следить за дорожными знаками. Они автоматически распознаются и показываются на приборном щитке. Если водитель превышает скорость, система покажет предупреждение, хотя водитель сможет продолжать движение с той же скоростью. Эта система должна поступить в продажу в будущем году в вариантах для грузовых и легковых автомобилей. Ее можно будет подключить к системе круиз-контроля, в результате чего автомобиль сможет менять скорость в соответствии с дорожными знаками.
Возможно, уже в недалеком будущем автомобили придется оценивать как по мощности мотора, так и по вычислительной мощности. Не секрет, что новые информационные технологии могут не только сделать жизнь комфортнее, но и спасти ее.