«Открытые системы»
На Sun Tech Days собралось более тысячи петербургских программистов, намного больше, чем рассчитывали организаторы мероприятия
Корпорация Sun Microsystems провела в середине апреля 2007 года в Санкт-Петербурге конференцию Sun Tech Days, вошедшую в программу одноименного мирового турне компании. Ежегодное шоу Sun не в первый раз приехало в Россию, правда, в прежние годы в маршрут акции включалась Москва, а не Санкт-Петербург. Участие в подобных мероприятиях на равных с развитыми странами является свидетельством постоянно возрастающего значения России на ИТ-рынке.
Из огромного ряда маркетинговых акций, организуемых крупными ИТ-компаниями, эту конференцию выделяет узкая специализация, преимущественная ориентация на программистов. Здесь не было каких-либо широковещательных заявлений или анонсов новых продуктов, и все же, вопреки глубокой «профессионализации», казалось бы ограничивавшей круг потенциальных участников, число посетителей перевалило за тысячу, что оказалось существенно больше, чем на то рассчитывали организаторы.
Организаторы конференции ставили перед собой решение двух смежных задач: пропаганду той части технологической стратегии Sun Microsystems, которая связана с идеологией открытых кодов, а также создание стимулов к созиданию новых сообществ разработчиков и помощь существующим.
Повестка конференции состояла из двух частей, стратегической и учебно-консультативной, то есть из представления стратегии, которой придерживается корпорация по части взаимодействия с программистским сообществом, и семинаров и мастер-классов по конкретным продуктам и технологиям разработки. Стратегия обсуждалась на пленарных заседаниях, где приглашенные докладчики во главе с вице-президентом Sun по направлению Solaris Джеффом Джексоном рассматривали преимущества и перспективы развития целевой программы по открытию кодов основных программных продуктов, осуществляемой на протяжении последних лет. В четырех параллельных секциях шла целенаправленная работа, связанная с конкретными продуктовыми направлениями.
Программа оказалась весьма насыщенной, в кулуарах можно было услышать жалобы на невозможность посетить все параллельные секции. Они были интересны, но узкопрофессиональны, а если говорить об общих впечатлениях, то из множества картинок, продемонстрированных в презентациях на Sun Tech Days, в память врезалась одна. На ней слева изображена хорошо известная в биологии чашка Петри с насекомыми, а справа — стадо слонов. Должно быть, смысл ее таков: насекомые символизируют независимых разработчиков открытых кодов, а слоны — корпорации, и хотя они разновелики, но образуют единую экосистему. Именно такую экосистему ставит целью создать Sun. Желание понятно — экспериментировать с эволюционными мутациями лучше на насекомых, а когда результаты будут апробированы, ими смогут воспользоваться крупные млекопитающие.
Несмотря на множество заявлений и комментариев, стратегия открытости Sun по-прежнему вызывает ряд вопросов. Поэтому присутствие топ-менеджеров компании позволило в некоторой степени уточнить суть перехода от закрытых к открытым кодам. В основе этого непростого процесса два понятия. Первое — software commons; чрезвычайно многозначное слово commons в данном контексте, скорее всего, можно перевести как «общее достояние». Второе — developer communities, то есть «сообщества разработчиков».
И есть еще одна важная концепция — open room («открытая комната»), авторство которой принадлежит Биллу Джою, одному из основателей Sun. Он откровенно признал, что политика открытости — это еще и инструмент для поиска способных людей. По мнению Джоя, собрать всех талантливых людей под одной крышей нельзя, однако современные средства коммуникаций и наличие собственных технических средств для разработки позволяют избрать альтернативный путь. Достаточно создавать виртуальные коллективы, сообщества разработчиков и передавать им общие ценности, включив тем самым в процесс разработки не только штатных сотрудников, но и тех, кто заинтересован в научных исследованиях или в получении доходов от использования общих ценностей. В итоге меняется модель софтверного бизнеса, где большинству клиентов «общее достояние» недоступно из-за их недостаточной подготовленности, а потому они с готовностью будут платить за услуги, связанные с потреблением программных продуктов.
Используемая Sun Microsystems лицензия Common Development and Distribution License такова, что создаваемые сообщества не получают абсолютную свободу: частично они все же остаются под патронатом лицензиата. Джексон подчеркнул, что открытие серьезных программных комплексов отнюдь не упрощает жизнь сообществам, наоборот, оно ставит перед программистами сложную задачу изучения больших объемов кодов и документации, без чего никаких преимуществ от открытости получить не возможно. Необходимость погружения, очевидно стоящая времени и денег, а также система лицензирования в известной мере привязывают сообщества к «старшему брату» не без выгоды для него. Впрочем, от попадания в эту ловушку никто не страдает, а производитель, в данном случае Sun, берет на себя ответственность за формирование сообществ. Система, сочетающая в себе элементы централизации и децентрализации, оказывается вполне жизнеспособной: в ней на благо друг другу насекомые мирно живут «под прикрытием» слонов.
Следует отметить, что столь большой наплыв желающих посетить Sun Tech Days был напрямую связан с активной деятельностью Центра разработок и исследований, созданного в Санкт-Петербурге в 2005 году. По словам директора петербургского Центра Анны Барски, стимулирование и формирование сообществ разработчиков входит в число первоочередных задач Центра, где сегодня работает уже более 350 сотрудников. Комментируя роль Центра, региональный директор Sun Майк Шредер отметил позитивное влияние расширения круга разработчиков на бизнес компании, связанный с продажей оборудования.