Компания NCR провела в Москве конференцию, посвященную фронтальным решениям для розничной торговли. К ним относится оборудование, используемое при непосредственном взаимодействии с покупателем, — прежде всего кассовые узлы, на которых происходит расчет за совершенные покупки.
Как уверяют в компании, эффективность этого участка имеет критическое значение для розничного бизнеса. Региональный директор дивизиона решений для ритейла NCR в России и СНГ Сергей Шабанов объяснил это тем, что главная беда любого супермаркета — очереди в кассу.
Невыгодны очереди и самим продавцам — они или теряют часть доходов, или вынуждены нанимать дополнительных кассиров. NCR предлагает сократить очереди за счет более грамотной организации кассового узла. При этом в компании уверяют, что не существует одного универсального решения для всех магазинов. Чтобы определить, что нужно конкретному ритейлеру, специалисты проводят наблюдения и записывают с точностью до десятых долей секунды операции кассира, относя каждую из них к одной из групп: сканирование, упаковка, оплата, ошибки, другое. Анализ этой информации позволяет впоследствии понять, на времени выполнения каких операций можно сэкономить.
Исследования показывают, что в разных сетях средняя скорость обслуживания одного покупателя варьируется от 136 до 200 секунд. А сокращение времени обслуживания каждого покупателя даже на одну секунду в рамках крупной международной сети может принести до 1 млн. евро дополнительной прибыли в год. Расчеты того, что произойдет с очередью при сокращении обслуживания и сколько магазину реально нужно касс, проводятся путем построения компьютерной модели работы магазина.
Чаще всего причиной неэффективности системы оказывается неправильная организация работы людей, поэтому наибольшее внимание в своих исследованиях NCR уделяет человеческому фактору. Наблюдение за работой кассиров при помощи прикрепленных к телу датчиков позволяет определить характер движений и подобрать наиболее эргономичный вариант кассового узла.
Технологии также играют немалую роль в ускорении обслуживания. Несколько лет назад NCR изменила интерфейс своих POS-терминалов, сделав его похожим на интерфейс банкоматов, где в нужный момент на сенсорном экране появляются необходимые подсказки и клавиши. Так, например, при приеме денег от покупателя кассир лишь нажимает соответствующее количество раз на кнопку с изображением номинала полученной купюры, что избавляет его от подсчета суммы в уме.
А такое усовершенствование, как биоптический сканер штрих-кодов, избавляет кассира от необходимости переворачивать коробку в поисках этикетки для сканирования. Этот сканер применяет систему зеркал и способен считывать код сразу со всех шести сторон упаковки. При этом части штрих-кода могут быть наклеены на разные ее стороны, но сканер все равно его прочитает.
Еще больше для борьбы с очередями могут сделать терминалы самообслуживания, на которых покупатели самостоятельно сканируют купленный товар и самостоятельно за него расплачиваются. Эти устройства способны принимать как кредитные карты, так и наличные, выдают сдачу и имеют защиту от мошенничества, которая не позволит клиентам уйти, не расплатившись.
Вмешательство персонала при использовании терминалов самообслуживания сводится к минимуму. По словам Шабанова, в одном из британских супермаркетов Tesco, где такая система уже внедрена, несколько десятков терминалов обслуживают всего 12 человек.
Они помогают тем, кто пользуется такими устройствами впервые, и проверяют возраст покупателей, приобретающих алкоголь.