На кругом столе в Государственной думе решили посоветовать президенту создать орган общественного контроля за инновационными программами
В конце апреля в Государственной думе состоялся круглый стол, посвященный инновационной политике. Главным его итогом стали рекомендации различным органам государственной власти, в их числе — предложение президенту создать при нем еще один общественный совет. Задачами органа станет координация государственных программ и проектов в области инноваций, мероприятий по их контролю и борьба с коррупцией, а также «формирование общей идеологии в данной сфере».
Инициатором проведения мероприятия стал Михаил Гришанков член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета ГД по безопасности. Он заявил, что на нужды науки государство выделяет «колоссальные средства федерального бюджета», в качестве примера были названы фонды РИФИКТ и РВК, ряд федеральных целевых программ и региональных инициатив. Вместе с тем депутат выразил опасение, что цели государственных программ не будут достигнуты из-за нарушений в ходе их реализации. В частности он отметил федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», на реализацию которой в бюджете заложено 135 млрд. рублей. По словам депутата, исполнители не имеют опыта расходования средств, заложенных в федеральных целевых программах и национальных проектах.
«Десятилетия хронического недофинансирования образования привели к тому, что руководители отдельных вузов сегодня даже не могут придумать, как им осваивать сотни миллионов рублей, выделяемых государством в рамках нацпроекта, — полагает Гришанков — Чиновники на местах, отвыкшие пропускать через свои руки столь фантастические суммы, боятся допустить просчеты и затягивают работу многочисленными консультациями с руководством в федеральном министерстве».
Заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, член фракции «Единая Россия» Сергей Колесников напротив считает, что сегодняшние уровни инвестиций в инновационную сферу и финансирования ее государством остаются крайне низкими: «При тех громогласных заявлениях, что в первом квартале у нас резко выросли инвестиции в нашу экономику, инвестиции в основном идут в сырьевой сектор, в трубопроводы, в торговые сети и так далее, но отнюдь не в инновационный сектор».
По его словам, в инновационную сферу поступает чуть больше 1% ВВП, в том числе из государственных источников — около 0,7% ВВП, что является «исчезающе малой величиной», которую «невозможно почувствовать». В настоящее время государственные стратегии предусматривают их увеличение до 2,5% ВВП к 2010 году, в то время как ЕС к тому же сроку планирует тратить на науку 3,5% своего ВВП, что, по мнению депутата, «закладывает серьезное отставание от мировых тенденций».
Колесников подверг критике ряд запущенных ранее государственных инициатив с точки зрения их полезности для инновационной сферы, в частности принятие закона об особых экономических зонах, а также создание инвестиционного фонда, средства которого направляются на крупные инфраструктурные проекты. Кроме того, депутат указал на то, что реализация национальных проектов не помогает развитию инновационной промышленности внутри России: «Мы надеялись, что там хотя бы часть денег будет направлена на стимулирование промышленности, которая будет обеспечивать эти национальные проекты, а иначе они становятся проектами по закупке зарубежных технологий и материалов».
В настоящее время готовятся поправки в законодательство, которые должны предоставить дополнительные льготы в области инновационной деятельности. Всего, по словам Колесникова, было подготовлено и направлено на согласование в правительство 14 поправок в Налоговый кодекс. Но в итоге только один законопроект получил положительное заключение — тот, что вносит в законодательство само определение инновации и смежных понятий. Остальные законопроекты Минфин переработал и внес шесть из них на рассмотрение в парламент уже от имени правительства.
Эти законопроекты предусматривают льготу по налогообложению НДС некоторых категорий наукоемкой продукции, разрешают выводить из налогооблагаемой базы расходы на создание новой или усовершенствованной продукции, освобождают от налогов отчисления в фонды технологического развития, дают льготу по обороту патентов, разрешают ускоренную амортизацию с коэффициентом 2 (коэффициентом 3 — по предложению депутатов), разрешают при упрощенной схеме налогообложения уменьшать налогооблагаемую базу на размер расходов на патентование и НИОКР.
У инноваторов — три беды
Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, общественной организации, которая пролоббировала проведение круглого стола в Думе, назвала три главные проблемы, которые, по мнению членов НАИРИТ, стоят перед российскими инноваторами. Это вопросы защиты интеллектуальной собственности, проблема коррупции и коммерциализации разработок. Наибольшее внимание Ускова уделила коррупции, приведя два примера, в которых поведение государственных органов вызывает ее подозрения.
Первый пример касается региональных фондов, в которые половину инвестирует федеральное правительство и по одной четверти регион и частный инвестор. Лазейка в законодательстве, по словам Усковой, позволяет частному инвестору вкладывать деньги в родственные компании.
«Он получает деньги от государства и региона, вынимает свои деньги с высокой прибылью через дочернюю компанию, предоставив на суд уже готовые технологии, которые уже когда-то были, и которые они сто лет разрабатывали на собственные деньги, — заявила она. — Вместо стимулирования средних и малых предприятий мы можем получить ‘вертушечку’ для пятерки крупных корпораций, которые с удовольствием станут венчурными капиталистами для самих себя».
Второй пример, по ее словам, демонстрирует изначально установленный уровень контроля над государственными целевыми программами, в частности уже упомянутой программы «Исследования и разработки…». Ускова привела выдержку из этой программы, согласно которой для того, чтобы в 2007 году отчитаться по трем тематикам, на которые выделяется 2,5 млрд. рублей, необходимо предоставить девять публикаций, два патента и защитить не менее двух диссертаций. «Так работает средней руки отдел из 12 человек в региональном институте, — негодовала она. — И это критерий, по которому скажут, что не воруют…».
Другие участники круглого стола также согласились с идеей посоветовать президенту создать при нем новый орган общественного контроля. Как полагает глава Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник, если бы работу его структуры сертифицировала такая общественная организация, то это дало бы право заявить, что «мы работаем нормально».