«Директор информационной службы»
В компании CMA намерены предложить свою технологию PIE в качестве «коробочной» среды интеграции приложений
Одним из парадоксов, связанных с интеграцией унаследованных приложений, является тот факт, что наряду с большими корпорациями в ней едва ли не более других заинтересованы предприятия, обладающие относительно скромным бюджетом. Очень часто они образованы путем изменения формы собственности, слияния более мелких организационных структур или же меняют вид деятельности. Они быстро развиваются, но при этом нередко отстают в плане зрелости — как организационной, так и технологической. ИТ-поддержка бизнеса в них осуществляется большим числом разрозненных приложений. Частые вынужденные изменения бизнес-процессов заставляют непрерывно менять способ ИТ-поддержки, модифицируя как структуру взаимосвязей приложений, так и их состав. В довершение всего, времени на эти изменения отводится очень немного.
Подобное положение дел с неизбежностью наводит на мысль о необходимости использования сервис-ориентированной архитектуры, которая призвана решать проблемы «динамической» интеграции приложений. Однако завоевывающие популярность «тяжелые» решения ведущих мировых производителей ПО промежуточного слоя, базирующиеся на корпоративной сервисной шине Enterprise Service Bus и на открытых стандартах технологий Web-сервисов, стоят дорого и предъявляют высокие требования к нижележащим платформам.
Практика интеграции приложений предприятия была в центре внимания участников недавней конференции «Корпоративная структура и стратегии интеграции», организованной совместными усилиями компании CMA Small Systems, журнала «Открытые системы» и компании OSP-Con. По мнению Германа Хохлова, шеф-архитектора CMA, подобные решения часто оказываются избыточными. Поскольку традиционные приложения редко поддерживают открытые стандарты, использовать общую шину, реализованную на Java, попросту нерационально.
Между тем в CMA разработана собственная технология Processare Integration Environment (PIE), которая служит интеграционной платформой для реализуемых компанией решений по автоматизации бизнес-процессов. Технология PIE создавалась в CMA как внутренний инструмент интеграции для банковских информационных систем. Успешное использование PIE во многих проектах в финансовом секторе в России и за рубежом привело ее создателей к выводу о возможности продвижения данной технологии как автономного продукта, готовой и недорогой среды интеграции.
Как отметил в своем докладе Хохлов, организации, которая хочет интегрировать свои приложения, требуется три составляющие. Адаптеры, преобразующие данные каждого приложения в некоторый общий формат (например, XML), диспетчер сообщений указанного формата, распределяющий их по приложениям, и визуальный проектировщик структуры интегрированной системы, позволяющий вместо написания программных кодов генерировать их автоматически в соответствии с нарисованной схемой.
Очевидно, ключом интеграции в данном случае является комплект адаптеров для интегрируемых приложений. Рынок адаптеров сегодня достаточно развит; можно, например, вспомнить компанию iWay, предлагающую более 300 адаптеров практически ко всем распространенным информационным системам. Существуют инструменты для разработки адаптеров своими силами, однако их невозможно написать без технической информации, предоставлять которую разработчики приложений склонны не всегда. Так или иначе в распоряжении CMA находится большое количество адаптеров, которые позволяют реализовывать «малобюджетные» проекты интеграции.
Общение с помощью XML-сообщений также порождает ряд проблем; низкая производительность систем их разбора хорошо известна. Таким образом, при большом объеме передаваемых данных могут потребоваться очень значительные вычислительные мощности. CMA предлагает простое решение данной проблемы. В случае когда возникает подобная ситуация, XML-сообщения используются только для передачи управляющей информации, данные передаются средствами СУБД.
Наконец, могут возникнуть проблемы при попытке перенести результаты управленческого консалтинга в среду визуального дизайнера информационной системы. Исторически сложилось так, что в управленческом консалтинге используются нотации, адаптированные к описанию бизнес-процессов с точки зрения организационно-структурного анализа, позволяющих, в частности вскрыть процесс формирования организацией дополнительной ценности. В то же время разработчики информационных систем, преследуя цели максимально удобного описания ИТ-поддержки бизнеса, нередко разрабатывают собственные нотации.
Впрочем, только опыт использования PIE и других платформ интеграции может показать, как на практике преодолеваются указанные проблемы.