Программа IBM Express Advantage, ориентированная на предприятия среднего бизнеса, вслед за Америкой запускается еще в 23 странах, включая Россию
В середине мая в IBM объявили о расширении географического охвата программы Express Advantage, которую в корпорации характеризуют как «новый стратегический подход IBM к заказчикам из среднего бизнеса». Программа, за год обкатанная в Америке, теперь запускается еще в 23 странах, в том числе в Великобритании, Германии, Японии, Китае и России. Портал программы призван служить площадкой, на которой могут встречаться между собой партнеры IBM, их заказчики; с собственными предложениями там может выступать и сама IBM.
Партнеры корпорации уже создали более 800 решений в рамках программы; логотип Built on IBM Express Advantage должен стать маркером, которым отмечаются только решения, построенные на базе продуктов IBM и уже внедренные в компаниях среднего масштаба.
В рамках Express Advantage проводится специальная программа финансирования среднего бизнеса IBM Financing Advantage. В России, правда, речь сейчас идет лишь о возможности приобретения оборудования по лизинговой схеме (минимальный объем финансирования составляет 100 тыс. долл.); программные продукты и услуги IBM также могут быть оплачены в рассрочку.
Еще одно новшество — появление так называемых «служб консьержей» (Express Advantage Concierge), то есть команд консультантов IBM, специализирующихся на поддержке среднего бизнеса. «Консьержи» доступны любой организации среднего масштаба; они помогут ей связаться с местными бизнес-партнерами IBM, подключиться к нужным ресурсам корпорации и т. д.
В декабре 2006-го — январе 2007 года в IBM провели масштабное исследование предприятий среднего бизнеса в мировом масштабе: было опрошено 1,2 тыс. руководителей и сотрудников компаний из пяти отраслей (розничная торговля, банковский сектор, здравоохранение, производство и оптовая торговля) и из 11 стран, включая Россию.
Исследовались компании с числом сотрудников от 100 до 999. Обзор не выявил сенсационных закономерностей, но подкрепил уже известные выводы.
Главной заботой руководителей среднего бизнеса остается повышение операционной эффективности и привлечение новых клиентов.
Два из трех руководителей собираются в течение двух лет внести более одного изменения в свои модели бизнеса: в банковской отрасли и розничной торговле наиболее актуальны стратегические партнерства, в здравоохранении — изменения оргструктуры предприятий, в оптовой торговле — централизация базовых сервисов, в производстве — освоение новых направлений бизнеса.
Около трех четвертей опрошенных считают неотложными задачами укрепление надежности ИТ-инфраструктуры (на производстве и в розничной торговле), ее безопасности (в банковском секторе и в здравоохранении), а оптовики приоритетными считают внедрение систем управления цепочками поставок.
Впрочем, во всех отраслях примерно половина предприятий сейчас лишь планирует инвестировать в данные задачи, а именно в средства бизнес-аналитики, средства коллективной работы (популярны в рознице и банковском секторе), средства энергосбережения (на производстве).
Что касается проблем, то около 40% руководителей видят сдерживающий фактор в значительных расходах и около 33% — в отсутствии технических знаний и навыков у сотрудников.
По словам директора по развитию каналов сбыта IBM в Восточной Европе и Азии Евгения Максимова, российская специфика среднего бизнеса состоит в том, что внедрение самой ИТ-инфраструктуры в большинстве предприятий этого сектора часто еще не завершено, и наши компании сейчас как раз и заинтересованы в ее построении.
При этом надо учитывать, что средним бизнесом в России именуют предприятия меньшего масштаба, чем на Западе.
Надежность ИТ-инфраструктуры, управление знаниями и персоналом, возможности аварийного восстановления ИТ-среды считаются в российском среднем бизнесе важными факторами успеха, но лишь менее 30% предприятий уверены, что в этих направлениях у них уже сделано все, что надо, и менее 30% сейчас заняты соответствующими работами.