В апреле впервые вместо очередного конкурса на размещение госзаказа в Саратовской области был проведен открытый аукцион, заказчиками которого выступили 27 областных ведомств. Аукцион проводился по голландской методике (когда ведется игра на понижение стартового предложения), а на кон было выставлено 11 лотов на право поставки офисного оборудования и вычислительной техники общей первоначальной стоимостью более 37 млн. рублей.
Первый шаг в создании системы прозрачных торгов был сделан в апреле 1997 года, когда вышел указ президента «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». В 1999 году МЭРТ объявил конкурс среди вузов России на право подготовки специалистов, которые могли бы проводить торги и решать вопросы котировок и т. д., то есть заниматься размещением заказов для государственных нужд. Победителями конкурса стали 25 региональных центров подготовки соответствующих специалистов, один из них — учебно-деловой центр Морозовского проекта Поволжской академии госслужбы. Впоследствии на базе УДЦ ПАГС стали регулярно проводить профильные семинары и оказывать консультации как чиновникам, так и бизнесменам.
В начале 2007 года управление делами правительства Саратовской области после проработки действующего законодательства и консультаций с УДЦ ПАГС взяло на себя ответственность за подготовку и размещение достаточно серьезного заказа через открытый совместный аукцион.
Были сведены данные о потребностях 27 министерств и ведомств области в офисном оборудовании и компьютерной технике. Специалисты управления делами правительства Саратовской области на этапе подготовки документации об аукционе определили начальную цену по каждому лоту, исходя из величины выделенных на соответствующие расходы средств. На этой основе были составлены требования к поставляемой продукции, о том, например, какой производительности, конфигурации и ценовой категории необходимы компьютеры.
Открытость торгов обеспечивалась строгим соблюдением всех законодательных норм, включая размещение информации об аукционе в «Саратовской областной газете» и на сайте областного правительства.
В течение 20 дней представители рынка имели возможность ознакомиться с документацией об аукционе, в том числе с подготовленными заказчиками требованиями к поставляемой продукции, и подать заявки на участие в аукционе по тем или иным лотам. В качестве обеспечения заявки необходимо было внести денежные средства в размере 5% начальной цены по каждому выбранному лоту. Последнее требование в полном соответствии с действующим законодательством было введено для того, чтобы отсечь от возможного участия в аукционе фирмы-однодневки.
Зато не оказался обойденным вниманием малый бизнес: согласно законодательству, его представителям была предоставлена преференция на поставку оборудования в размере 10% общего объема торгов.
После окончания приема заявок аукционная комиссия рассматривала их с целью определить, все ли участники размещения заказа соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и предлагают ли они именно ту продукцию, которая нужна заказчикам. По одному лоту все заявки были отклонены из-за несоответствия поданных предложений заявленным заказчиками требованиям к поставляемой продукции.
Как заявила проводившая торги Елена Лабазнова, член гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, заместитель директора УДЦ Морозовского проекта, саратовские госструктуры и компании получили реальный опыт применения законодательства. По ее заверениям, каждый шаг аукционной комиссии, каждое ее заседание и каждый протокол в соответствии с нормами закона размещался на официальном сайте областного правительства.