Computerworld, Сингапур
. Решения такого рода очень популярны, поскольку дают возможность осуществить многолетнюю мечту: специалисты по бизнесу, не обладающие навыками программирования, могут модифицировать свои информационные системы и даже создавать новые, практически не прибегая к помощи ИТ-специалистов. Приложения можно создавать быстрее и с меньшими затратами, отпадает необходимость в длительном обучении.
Приложение, построенное на идеях управления бизнес-процессами, отличается от традиционных приложений: оно поставляется в составе пакета, содержащего набор инструментов, применяемых для анализа и адаптации базового процесса, на поддержку которого ориентировано приложение. В частности, в пакет должны входить определения бизнес-правил, трансформируя которые, пользователь может менять архитектуру приложения.
BPM поддерживает реальные бизнес-процессы, которые включают в себя программные приложения, а также операции, выполняемые людьми. Специалисты по бизнесу, лучше других знающие, что требуется от информационных систем, с помощью входящего в пакет BPM графического инструментария могут выполнить моделирование процесса, а затем запустить этот макет. Убедившись в том, что макет системы ведет себя так, как требуется, его можно автоматически преобразовать в код без вмешательства программиста.
Конвергенция потоков работ и приложений
«Программное обеспечение управления бизнес-процессами развивается по мере изменения требований к нему», — пояснил Майкл Уайт, менеджер по маркетингу продуктов компании Singularity. «В 90-х годах получило распространение, с одной стороны, программное обеспечение потоков работ для координации работы сотрудников в рамках организации, а с другой — средства интеграции приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI). BPM можно рассматривать как конвергенцию механизмов управления потоками работ и EAI, ставшую возможной благодаря широкому распространению Internet-технологий, в частности, Web-сервисов и XML», — заметил Уайт.
Системы BPM зачастую поддерживают Web-сервисы, которые можно многократно использовать. Web-сервисы предлагают стандартный способ взаимодействия распределенных систем друг с другом. Прежде для решения аналогичных задач приходилось прибегать к средствам DCOM, COBRA или IIOP.
Internet стимулирует интеграцию приложений между организациями, и благодаря сервис-ориентированной архитектуре (Service-Oriented Architecture, SOA) и Web-сервисам, программные компоненты предлагаются в корпоративной сети в виде сервисов. Вне зависимости от платформы, на которой они работают, или языка, использованного для их создания, Web-сервисы можно комбинировать по-разному, формируя таким образом новые приложения.
Многие бизнес-процессы зависят от источников данных в имеющихся приложениях, но, как заметил Уайт, это не создает серьезных проблем, если использовать механизм ODBC и язык запросов SQL: «Это помогает пользователям, не имеющим технических навыков, определить требуемые источники данных, а затем выбрать таблицы и поля из этих баз данных».
Убедительный аргумент в пользу BPM является тот факт, что такие производители, как SAP, лидер мирового рынка ERP, берут на вооружение эту концепцию.
В 2001 году SAP анонсировала стратегию Enterprise Services Architecture. Реализуя ее, корпорация разработала собственный механизм управления бизнес-процессами, получивший название Exchange Infrastructure (SAP XI) и встроила его в платформу SAP NetWeaver. Репозиторий SAP Enterprise Service Repository, содержащий от 500 до 1000 моделей процессов, которые пользователи могут применять для создания бизнес-процессов. Специалисты по бизнесу, не имеющие технических навыков, могут формировать собственные процессы путем буксировки соответствующих пиктограмм.
Симон Дейл, вице-президент SAP, поясняет: «Управление бизнес-процессами реализуется с помощью механизмов, которые интерпретируют модель бизнес-процесса так, как если бы это был готовый код. Преимущество BPM заключается в том, что вам не нужно быть программистом, чтобы разрабатывать и менять бизнес-процессы. Инструментарий моделирования представляет собой абстракцию достаточно высокого уровня и настолько прост в использовании, что любой специалист по бизнесу может быстро разобраться в нем и манипулировать моделью бизнес-процессов по своему разумению».
Будущее программного обеспечения
Джефф Кристик из компании Tibco согласен с тем, что будущее программного обеспечения связано с системами, разработанными в опоре на идеи BPM. К примеру, ERP-системы создавались с целью стандартизовать бизнес-приложения в рамках всей организации, но в крупных организациях они, как правило, охватывали лишь часть основных бизнес-процессов. Между тем, руководитель любого предприятия хочет иметь возможность реализовывать все процессы, которые ему необходимы.
Моделирование — основной этап на этом пути.
«BPM дает возможность смоделировать процесс, создать приложение и затем вести мониторинг основных показателей производительности. Наш пакет Staffware Process Suite позволяет анализировать процесс и таким образом более эффективно им управлять. Если я могу выявить узкое место, то я могу изменить определение процесса, а затем автоматически реализовать это изменение», — отметил Кристик.
Частью пакета BPM, подчеркивает Кристик, является консоль управления: «Мы устанавливаем источники данных для того, чтобы проанализировать имеющийся бизнес-процесс, после чего для процесса, который мы определили, можно получить нужные количественные характеристики, например, время выполнения этапов и так далее».
В BPM бизнес-правила четко сформулированы и отделены от кода.
«Предположим, что ваш процесс — это приложение для обработки кредитных карт, и вы хотите проследить влияние изменений в доходе отдельной семьи на доход компании, выпускающей кредитные карты. Вы просто меняете бизнес-правило, и смоделированная среда дает вам ответ. Если вы хотите реализовать новое ограничение, вам не придется менять код, поскольку вы уже изменили бизнес-правило», — пояснил Кристик.
Обновленный пакет Staffware Process Suite поддерживает более тесное взаимодействие с пакетом интеграции приложений BusinessWorks, которое представляет собой SOA-инструментарий от Tibco. Эти два программных продукта можно использовать для преобразования унаследованных бизнес-приложений в повторно используемые сервисы, объединяя последние для создания сложных бизнес-процессов. За счет объединения возможностей двух продуктов пользователи получают возможность вести мониторинг корректности данных и сквозное тестирование процессов в режиме реального времени, что дает более точное представление о состоянии и производительности бизнес-процесса.
Пакет Tibco дает также возможность использовать приложения, написанные в виде сервис-ориентированной архитектуры. «Теперь вы можете применять их в рамках своих бизнес-процессов и действительно вносить изменения, а не тратить по полгода на создание необходимого для этого кода», — отметил Кристик.