«Открытые системы»
Представительство SAP провело технологический форум, посвященный интеграционной платформе NetWeaver. Этот продукт является центральным элементом архитектуры корпоративных сервисов (Enterpise Service Architecture, ESA), варианта сервис-ориентированной архитектуры от SAP, где во главу угла ставится возможность создания композитных приложений из сервисов, предоставляемых различными корпоративными системами, и реализации на их основе бизнес-процессов предприятия. По словам директора по маркетингу SAP CIS Михаила Казакова, обращение предприятий к корпоративной сервис-ориентированной архитектуре (Service-Oriented Architecture, SOA) — это возможность обеспечить преимущества в жесткой конкурентной ситуации, задача сегодня столь же актуальная, как повышение операционной эффективности в 90-е годы, достигнуть которого помог ERP-инструментарий типа SAP R/3.
В настоящее время платформа NetWeaver позволяет интегрировать в композитные приложения сервисы на основе системы mySAP ERP, но уже в будущем году компания планирует включить в архитектуру корпоративных сервисов и остальные свои системы для бизнеса — PLM, SCM, CRM и SRM. А в 2009-м все изменения и доработки решений от SAP будут реализовываться посредством усовершенствования сервисов, а не выпуском пакетов функциональных расширений, как это делается сейчас.
Казаков отметил активную адаптацию NetWeaver — c апреля прошлого года более 7 тыс. предприятий в мире перевели свои продуктивные системы на эту платформу, и сейчас общее число таких компаний составляет более 13 тыс. На московском форуме был представлен опыт проектов внедрения NetWeaver у двух российских заказчиков SAP — «Татнефть» и «Евросеть». В последней, как рассказал руководитель направления по интеграции SAP с другими приложениями компании «Евросеть» Евгений Балахонов, на базе интеграционной платформы NetWeaver XI реализован обмен данными между системой SAP R/3 в центральном офисе и системой «1С» в розничной сети.
О возможностях SAP NetWeaver подробно рассказала заместитель директора подразделения развития продуктов SAP CIS Юлия Кудрявцева. Платформа реализует четыре основных компонента поддержки бизнес-процессов на базе корпоративной SOA — пользовательские интерфейсы, средства построения композитных приложений, инструменты интеграции процессов и решения по управлению бизнес-информацией.
С прошлого года в SAP большое внимание уделяется повышению эффективности взаимодействия пользователей с корпоративными системами. NetWeaver поддерживает различные варианты интерфейсов для композитных приложений, в том числе порталы, средства интеграции с приложениями Microsoft Office и интерактивными формами Adobe, решения для мобильных устройств, специальную поисковую машину и даже модные сейчас инструменты создания пользовательских сообществ, блоги и wiki.
Для создания композитных приложений в NetWeaver служит среда Composite Application Framework. CAF позволяет реализовать все этапы жизненного цикла приложений в сервис-ориентированной архитектуре по методологии SAP, от моделирования и разработки в среде на базе Eclipse до сборки из сервисов с помощью сервера приложений на основе Java EE 5 и анализа готовой системы. За интеграцию процессов отвечает компонент SAP XI (Exchange Infrustructure), недавно переименованный в SAP NetWeaver Process Integration. Это решение использует реестр/репозитарий корпоративных сервисов и поддерживает стандарт оркестровки бизнес-процессов BPEL 2.0, а также разработанную SAP и IBM спецификацию BPEL4People для включения в процесс пользователей.
Управление информацией в композитных приложениях на базе NetWeaver включает в себя аналитические возможности решения SAP BI, специализированный контент для почти трех десятков отраслей, новый пользовательский интерфейс для стратегического управления, аппаратно-программный комплекс BI Accelerator, созданный в партнерстве с компаниями HP, IBM и Intel, и другие средства бизнес-аналитики, а также среду управления нормативно-справочной информацией SAP NetWeaver MDM.
Как подчеркнула Кудрявцева, в развитии NetWeaver и архитектуры ESA принимают активное участие пользователи самых разных категорий. Для этого SAP формирует специальные сообщества, в частности для представителей различных отраслей, помогающих учитывать в корпоративных сервисах индустриальную специфику, для экспертов по управлению бизнес-процессами и для разработчиков программного обеспечения.