Производственная стратегия LSI после завершения слияния с Agere Systems пока остается не вполне ясной
Для компании LSI, прежде называвшейся LSI Logic, ближайший год обещает быть непростым. Слияние с Agere Systems (в прошлом — подразделение Lucent Technologies, выделенное в самостоятельную компанию в 2002 году), о завершении которого формально было объявлено в начале апреля, разумеется, сулит определенные выгоды. Сумеют ли в LSI ими воспользоваться, во многом зависит от того, насколько гладко пройдет процесс объединения двух компаний.
Компании LSI Logic в прошлом году исполнилось 25 лет, возраст по меркам полупроводниковой индустрии — солидный. Основатель LSI Logic Уилфред Корриган, руководивший ею вплоть до 2005 года, — ветеран Кремниевой долины, начинавший свою карьеру в знаменитой Fairchild Semiconductor. Под руководством Корригана компания LSI Logic сумела зарекомендовать себя как один из пионеров рынка микросхем, в числе первых осваивая выпуск перспективных видов продукции, таких, например, как интегральные схемы на основе матричных кристаллов, чипы ASIC (Application-Specific Integrated Circuit) и SoC (System on Chip).
Корриган известен еще и тем, что начал практиковать бизнес-схему, ставшую прообразом нынешней так называемой fabless-модели. В рамках соглашения с Toshiba избыточные производственные мощности японской корпорации задействовались для изготовления продукции LSI Logic. Позже Корриган дал старт процессу превращения компании в бизнес, работающий по принципу fab-lite: производственные мощности LSI Logic постепенно сокращались, но все же предполагалось, что совсем отказываться от собственного производства в компании не будут.
Коррекция этой стратегии была, по-видимому, неизбежна: сочетая в себе две бизнес-модели, она, естественно, провоцировала сравнение их эффективности. Сравнение, как, наверное, и следовало ожидать, оказалось не в пользу собственного производства. В 2005 году Корригана у руля LSI Logic сменил Аби Талвалкар, пришедший из Intel; он-то и довершил начатое предшественником. В 2006 году последнее остававшееся во владении LSI Logic производственное предприятие, располагающееся в штате Орегон, было продано ON Semiconductor, а LSI Logic превратилась в fabless-компанию.
Похожий путь после выделения из Lucent проделали и в Agere Systems, хотя полностью избавиться от своих производственных мощностей к моменту объявления о слиянии с LSI Logic компании не удалось. Действительно, формально за Agere по-прежнему значилось предприятие в Орландо, фактически прекратившее работу в сентябре 2005 года. Кроме того, в приданое Agere входила доля в компании Silicon Manufacturing Partners, владеющей предприятием по изготовлению подложек в Сингапуре. Эта доля (51%) досталась Agere в наследство от Lucent — компания Silicon Manufacturing Partners была образована в 1998 году в рамках венчурного проекта Lucent Technologies Microelectronics и сингапурской компании Chartered Semiconductor Manufacturing, основной сферой деятельности которой является контрактное изготовление микросхем. Наконец, в Agere подошли к поворотному моменту в своей истории, располагая еще и несколькими предприятиями для корпусной упаковки и тестирования микросхем.
Можно вспомнить, что по итогам 2002 года обе компании — LSI Logic и Agere Systems, еще располагая внушительными по масштабам производственными мощностями, фигурировали в первой тридцатке рейтинга ведущих компаний полупроводниковой отрасли, составленного экспертами iSuppli. У Agere в том списке было 21-е место, у LSI Logic — 28-е, а их суммарный оборот составлял тогда 3,5 млрд. долл.
По данным ассоциации Fabless Semiconductor Association, в прошлом году LSI Logic с оборотом в 2 млрд. долл. заняла шестое место среди крупнейших fabless-компаний полупроводниковой индустрии. Если к этому приплюсовать продажи Agere, то получились бы те же самые 3,5 млрд. долл. и третье место — позади Qualcomm и Broadcom, но впереди SanDisk, nVidia и Marvell Technology.
Превратившись в «просто LSI», корпорация, возможно, сохранит за собой прописку в рейтинге FSA (к категории fabless в ассоциации относят разработчиков микросхем, отдающих на аутсорсинг не менее 75% производства подложек), хотя на сей счет имеются некоторые сомнения. Дело в том, что по своим оборотам Agere могла претендовать на место в первой десятке упомянутого рейтинга. Но это место ей предоставлено не было: вероятно, компанию в FSA не относили к категории fabless.
Остаются некоторые сомнения и в целом относительно производственной стратегии LSI. Если исходить из сведений, представленных в последнем годовом отчете компании, единственным подрядчиком, с которым у LSI Logic был заключен долгосрочный контракт на производство подложек, являлась компания ON Semiconductor. Действие этого контракта истекает в следующем году. Какова вероятность его продления в свете того, что LSI теперь принадлежит контрольный пакет Silicon Manufacturing Partners, неизвестно.
Еще в 2001 году было объявлено — официально — о сотрудничестве LSI Logic и TSMC. Позже, помимо TSMC, в числе производственных партнеров назывались такие компании, как UMC, китайская SMIC и малайзийская Silterra. Но остаются ли эти компании по-прежнему подрядчиками LSI и произойдет ли какое-то перераспределение заказов в результате слияния с Agere, опять-таки неизвестно.
Это вообще довольно странное явление в нынешней ИТ-индустрии. Представители компаний (как правило, американских или европейских), имеющих малое количество собственных производств или не имеющих их вовсе, часто вооружены списками заказчиков с громкими именами. С готовностью демонстрируя эти списки, те же самые представители, однако, нередко впадают в труднообъяснимый ступор, когда их просят назвать фактических изготовителей (как правило, азиатских) их продуктов. А сами изготовители в свою очередь всячески увиливают от вопроса о заказчиках, ссылаясь на то, что клиенты требуют от них соблюдения конфиденциальности. В итоге со стороны складывается впечатление, что подобного рода сотрудничество сами же его участники считают чем-то постыдным, а вовсе не тем, чем оно фактически является, то есть продуманной и эффективной бизнес-стратегией. (Кстати, в таких компаниях, как Broadcom и nVidia, в настоящее время не делают секрета из своего сотрудничества с производителями подложек, в частности TSMC, UMC, SMIC и упомянутой выше Chartered Semiconductor Manufacturing.)
Справедливости ради следует отметить, что метод круговой обороны, к которому в последнее время все чаще прибегают лидеры индустрии, иногда дает неплохие результаты на фондовом рынке. Дела LSI на фондовом рынке в последнее время шли средне. В ноябре, в преддверии слияния с Agere Systems, акции LSI Logic росли почти непрерывно. Сразу после объявления о сделке они упали почти на 14%. К концу марта акции несколько подросли, практически вернув утраченные позиции. Очередной провал случился в конце апреля — начале мая, примерно совпав по времени с появлением в открытых источниках информации о том, что в LSI рассматривают возможность выделения из состава корпорации подразделения по разработке продуктов для рынка потребительской электроники.
Поставки микросхем для устройств потребительской электроники, как утверждают в LSI, после слияния с Agere составляют немногим менее одной пятой суммарного оборота корпорации. Но большую часть этих поставок в свою очередь составляют чипы для мобильных телефонов, а этот бизнес в LSI намерены сохранить за собой. Следовательно, LSI придется «оставить» себе и как минимум часть судебных исков из приданого Agere Systems — о защите патентных прав, родословная которых восходит еще ко временам Bell Labs; в числе ответчиков по этим искам значатся Microsoft, Samsung и Sony. Однако это вряд ли стоит рассматривать как фактор, стимулирующий успехи компании на фондовом рынке.
Гордость представителей LSI — нынешний размер компании — также может сыграть с ней злую шутку. Общее количество сотрудников LSI, по словам представителей корпорации, теперь превышает 9 тыс., из которых свыше 4,2 тыс. являются инженерами. Обещанный рост эффективности касается не только производственных, но и операционных издержек. В том, что слияние открывает для этого хорошие возможности, сомнений нет. Но все, как известно, познается в сравнении.
В SanDisk, например, по состоянию на конец прошлого года работало 2586 человек, из которых 1081 был занят в структурах, отвечающих за исследования и разработки. Количество сотрудников nVidia в конце января нынешнего года составляло 4083, из них инженеров было 2668. При этом обороты SanDisk и nVidia, по данным FSA, в прошлом году составляли соответственно 3,3 млрд. долл. и 3,1 млрд. долл. Broadcom удалось в 2006 году добиться оборота почти в 3,7 млрд. долл., имея «на борту» 5233 штатных сотрудника, в том числе — 3808 специалистов по исследованиям и разработкам.
Таким образом, сравнение с соседями по рейтингу FSA пока получается не в пользу LSI, наводя на мысль о том, что улучшение эффективности работы действительно может принести компании ощутимые дивиденды. Другое дело, какой ценой оно может быть достигнуто. Ответ на этот вопрос, разумеется, пока неизвестен, но хочется верить, что со временем мы его узнаем.
LSI в русском поле
Согласно последнему годовому отчету о деятельности LSI Logic, у корпорации по состоянию на конец прошлого года имелось некое принадлежащее ей имущество в России. Что это за имущество, в отчете не уточнено. В начале июня в ходе состоявшейся в Москве пресс-конференции Марко Доттарелли, занимающего в подразделении систем хранения Engenio компании LSI должность управляющего директора в регионе EMEA, эта тема также не поднималась.
Центральной темой пресс-конференции стало слияние LSI Logic с Agere Systems. Кроме того, Доттарелли привез в Москву несколько объявлений о новых продуктах LSI, датированных периодом с декабря 2006 года по апрель нынешнего.
Бизнес в регионе EMEA приносил в последние два года примерно 11-12% общего оборота LSI Logic. В России, располагая скудными возможностями для бизнеса на рынке микросхем, LSI в основном работает на рынке систем хранения данных, предлагая потребителям такие продукты, как, в частности, внешние дисковые массивы и RAID-адаптеры. В мировом масштабе, по словам Доттарелли, этот бизнес приносит LSI около 22% оборота (уже с учетом слияния с Agere Systems).
Говоря о перспективах российского рынка систем хранения, Доттарелли сослался на данные IDC, согласно которым среднегодовой рост этого рынка в период до 2010 года включительно в стоимостном выражении должен составить 24,3%. Он также отметил, что развивающийся российский рынок, по прогнозам экспертов, будет расти быстрее рынков США и Западной Европы.
Кроме того, Доттарелли обратил внимание на то, что наибольший рост (41,1%) ожидается в ценовом сегменте 50-150 тыс. долл. Для LSI такой прогноз, видимо, как бальзам на душу: продукция компании, поставляемая на российский рынок, вписывается в данный сегмент, а также в следующий, по классификации IDC, заканчивающийся у отметки 300 тыс. долл.