В тех крупных компаниях, где в самостоятельные организации выделяются и ИТ-активы, и ИТ-персонал, бизнес получает более разнообразные и качественные услуги
Члены некоммерческого партнерства itSMF Россия провели очередной, четырнадцатый круглый стол по вопросам ITSM. Первая часть мероприятия была посвящена теме подготовки к аудиту тех компаний, которые собираются разместить свои акции на американском фондовом рынке; такая компания должна соответствовать требованиям закона Сарбейнса-Оксли.
Требования этого закона направлены на упорядочивание работы финансовых служб, обеспечение прозрачности банковских операций и независимости контролеров. Чтобы соответствовать его положениям, компании должны внедрять современные формы документооборота, перестраивать системы управления. Современный подход к управлению производственными процессами подразумевает внедрение систем для автоматизации финансовой отчетности, проведения транзакций и составления отчетов соответствующим органам внутреннего контроля. Ответственность за точность финансовой отчетности возлагается на генеральных, исполнительных и финансовых директоров.
Управляющий партнер компании «5-55» Алексей Лелеков поделился опытом в деле подготовки ИТ-персонала и улучшения процессной документации для ИТ-подразделений компании «Мечел», которая работает в горнодобывающей и металлургической отрасли. Эта компания готовилась к проведению аудита на соответствие требованиям закона Сарбейнса-Оксли.
При подготовке к ИТ-аудиту были использованы рекомендации библиотеки лучшего опыта ITIL и методика CobIT. Как и ITIL, методика CobIT построена на процессах и является открытой и независимой от конкретных производителей платформ и технологий. В ней описывается более 10 тыс. объектов контроля. По словам Лелекова, ITIL помогает построить, а CobIT — проконтролировать, как выстроена система управления ИТ-подразделением компании в целом.
На стадии консалтинга сотрудники «5-55» разработали, исходя из бизнес-потребностей заказчика, регламентную документацию с учетом требований закона Сарбейнса-Оксли, ISO 9001-2000 и BS 7799. Сейчас соответствие этим требованиям является одним из обязательных условий прохождения ИТ-аудита. После этого ряд документов был адаптирован под специфику предприятий, входящих в компанию «Мечел». В рамках проекта для компании «Мечел» была составлена эксклюзивная программа обучения ИТ-персонала.
По наблюдениям Лелекова, в настоящее время некоторые отечественные компании, чтобы упорядочить систему управления ИТ, внедряют у себя методику CobIT, даже не имея намерения в дальнейшем выйти на западный фондовый рынок.
Завершился круглый стол обсуждением проблем предоставления ИТ-услуг. Татьяна Орлова, менеджер по международным проектам «ЕС-Лизинг Софт», отметила, что внедрение ITSM эффективно для тех компаний, которые находятся не ниже третьего уровня зрелости в терминах модели CMM. (Напомним, что всего уровней пять; незрелой считается организация, в которой процессы зависят только от конкретных исполнителей и менеджеров и где решения, чаще всего, принимаются спонтанно; зрелые организации имеют четко определенные процедуры управления, а их менеджеры берут всю ответственность за работу своего персонала и его профессиональную компетентность на себя.) Между тем, по словам Орловой, в России большинство предприятий находятся на первом и втором уровнях.
Стремясь избавиться от выглядящих непрофильными операций, сегодняшние предприятия нередко выводят ИТ-персонал в дочерние компании, специализирующиеся на предоставлении ИТ-услуг. При этом все ИТ-активы остаются в собственности предприятия. Это Орлова назвала «аутстаффингом». С одной стороны, предприятию это удобно, так как сохраняется контроль над этой частью активов. С другой, такой подход часто сводит спрос на ИТ-услуги только к работам по ликвидации сбоев и учету техники. В основу же ITIL положена именно идея оказания ИТ-услуг бизнесу.
«Передовой мировой опыт рекомендует опираться на концепцию услуг, — объяснил Сергей Овчинников, директор по развитию компании «Деснол Софт Проджект». — Текущее понимание ИТ-аутсорсинга в России обычно сводится к работам по обслуживанию ИТ-активов заказчика, а это ближе к аутстаффингу, то есть аренде персонала».
Овчинников высказал предположение, что российские предприятия в течение ближайших лет все же перейдут на ИТ-аутсорсинг и откажутся от владения ИТ-активами, так как поймут, что это не выгодно. Исключением здесь могут стать случаи, когда технологические процессы предприятия тесно связаны с ИТ-инфраструктурой.