Windows IT Pro/RE
Свое семейство программных продуктов, предназначенных для автоматизации бизнеса, Microsoft развивает на их исторической родине
Microsoft Development Center Copenhagen (MDCC), крупнейший центр разработки корпорации в Европе, сформирован на базе аналогичной структуры компании Navision, которая была приобретена вместе с создаваемыми ею продуктами Navision и Axapta в 2002 году. Сейчас центр значительно разросся и по площади и по количеству сотрудников, которых на данный момент более 900 человек, включая две сотни собственно разработчиков и более 600 инженеров, обеспечивающих процесс разработки с самых разных сторон. В центре работают сотрудники более чем 40 национальностей, в том числе значительное число из Восточной Европы.
Основной акцент в центре делается на Dynamics NAV, Dynamics AX и общеплатформенные разработки. Всего же в мире над продуктами семейства Microsoft Dynamics, включающего в себя, кроме вышеупомянутых Dynamics NAV и AX, еще продукты Dynamics CRM, Dynamics GP и Dynamics SL (два последних в России не продвигаются), работают более 1600 сотрудников. Заработанные за 2006 финансовый год 919 млн. долл. (на 17% больше, чем годом ранее) до показателей лидеров по доходам — Office и Windows — бизнес-приложения Microsoft не дотягивают; однако и конкуренцию, как заявил Клаус Андерсен, вице-президент корпорации, со стороны SAP, Oracle и ряда других компаний они испытывают совершенно другую.
Дополнительным аргументом в пользу создания центра разработки именно в Дании Андерсен считает тот факт, что эта страна заняла первое место в мире среди стран, использующих сетевые технологии, так называемый Network Readiness Index, за 2006-2007 годы. Он рассказал о распределенном процессе подготовки программного обеспечения в MDCC, которая происходит в тесном сотрудничестве с расположенными в США центрами разработки в Фарго и Редмонде.
MDCC является центром компетенции по управлению цепочками поставок, финансам, системам управления отношениями с клиентами и т. д., а также занимается привлечением к работе большого количества внешних партнеров. Кроме них, в разработках центру помогают более 40 сотрудников, курирующих работы по проектированию третьего поколения систем ERP, а в рамках общемировой программы Dynamics Academic Alliance свою лепту в перспективные разработки вносят свыше 1,2 тыс. научных организаций.
Непосредственный процесс создания нового продукта основывается на технологическом опыте корпорации по разработке программного обеспечения и знаниях ее сотрудниками тех предметных областей, для которых создается программная платформа Dynamics, при этом основной заботой всей команды становится сохранение простоты использования продукта, которое является одним из его решающих конкурентных преимуществ.
Две волны Dynamics
Развитие продуктов семейства Microsoft Dynamics разбито на два этапа. Первый начался в 2005-м и заканчивается в 2007 году, второй намечен на 2008-2009 годы. Основными новыми задачами, которые планировалось реализовать во всех продуктах семейства на первом этапе, было проектирование функциональных модулей с учетом бизнес-ролей пользователей, интеграция всех пяти продуктов с порталами SharePoint и инфраструктурой документооборота, задействование возможностей контекстной бизнес-аналитики, имеющейся в новой версии Microsoft SQL Server 2005, а также легкая интеграция и расширение возможностей прикладных решений через использование Web-сервисов. Задачами второго этапа становятся улучшение функциональных возможностей, доступных конечному пользователю, проектирование продуктов с учетом требований документооборота и технологий управления бизнес-процессами, отбор «наилучших» бизнес-функций каждого приложения и реализация моделей при разработке и настройке приложений.
Задачи первого этапа не остались на бумаге, а получили реальное воплощение в выпущенных за 2005-2007 годы продуктах, что конкретно подтверждают выпуски Microsoft Dynamics CRM 3.0, (декабрь 2005 года), Dynamics AX 4.0 (июнь 2006-го) и Dynamics NAV 5.0 (первая половина 2007-го).
Андерсен рассказал о приемах, которыми пользуются разработчики, превращая бизнес-процессы в бизнес-приложения: «Мы ставим за спиной бизнес-пользователя Web-камеру, через которую наблюдаем за его действиями при знакомстве и использовании нового продукта. Почему он нажал именно эту кнопку? Какой пункт меню выбрал? Сколько времени потратил на поиск необходимой функции? Все эти данные мы записываем и впоследствии анализируем, стараясь спроектировать интерфейс и расположить необходимые для принятия решения данные таким образом, чтобы они не вызывали дискомфорта, чтобы у пользователя не было даже намека на затруднения в том, чтобы найти нужную информацию».
Данные перед глазами
Джеймс Утшнейдер, ответственный за маркетинг линейки Dynamics, привел данные опроса пользователей, проведенного компанией Keystone Strategy, по которым продукты Microsoft превосходят продукты конкурентов по эффективности транзакций, соответствию бизнес-требованиям, полезности, возможностям совместной работы, узнаваемости и гибкости. Большим подспорьем в этом было то, что в разработке своих бизнес-приложений Microsoft опирается на интерфейс приложений Office, который дает возможность пользователю чувствовать себя в знакомом окружении.
«Одной из основных задач разработчиков центра в Копенгагене является осуществление прорыва в визуализации данных», — заявил Утшнейдер. Проблема роста является первостепенной проблемой для компаний среднего бизнеса, поскольку один убыточный проект, один неверный шаг ставит существование предприятия под угрозу. Визуализация данных с помощью графического интерфейса формирования производственного плана позволяет «играть» с данными, выбирая способы получения большего эффекта, и не ввергать компанию в реальные убытки. Данная возможность позволяет поднять использование программного инструментария на уровень принятия решений, а не только «перемалывания» данных.
Кроме того, в Microsoft объявили о выпуске Dynamics Sure Step — бесплатного для партнеров компании инструмента моделирования структуры любой организации, показывающей взаимосвязь бизнес-процессов и людей, с помощью которого можно получить информацию обо всех работниках, узнать в каком подразделении они работают, какие проекты ведут, в какой департамент и рабочую группу входят. Данный инструмент облегчает получение «организационного снимка» компании, что облегчает последующую настройку бизнес-приложений, использующих ролевую модель.
В октябре-декабре в Microsoft планируют выпустить новую версию своего продукта класса CRM, известного пока под кодовым названием Titan. Особый интерес он представляет для Европы, поскольку позволяет учитывать все разнообразие валют и тот факт, что у многих европейских компаний значительная часть заказчиков находится в другой стране. Знакомый интерфейс, гибкий дизайн, мгновенная отдача — таковы основные, по словам Утшнейдера, преимущества Titan. Он позволяет проводить быстрые настройки и менять дизайн продукта. Можно, например, взять файл настроек для роли «менеджер мероприятий», выполнить для него операцию импорта, и в привычном приложении появятся новые функции, необходимые, скажем, для организации и проведения массовых мероприятий. При расширении можно задействовать Web-сервисы, например, провести связывание данных в системе CRM с платформой Microsoft Virtual Earth, добавляя к данным о клиентах характеризующие их физическое расположение карты и другие географические подробности. Если смотреть на возможности продукта еще шире, то он позволяет проводить разделение данных системы CRM с партнерами, обеспечивая информационное взаимодействие в рамках своеобразной бизнес-экосистемы, например обеспечить данными своего аудитора или компанию, занимающуюся аутсорсингом расчета заработной платы.
Все доработки и настройки Titan по управлению контактами в Microsoft возлагают на партнеров; за корпорацией остается подготовка платформы, на которой будут создаваться конкретные законченные решения.
Карты для NAV и AX
Могенс Элсберг, отвечающий за Dynamics NAV и AX, подробно рассказал о планах по развитию этих двух наиболее интересных для российских специалистов продуктов.
Как известно, Dynamics NAV предназначен для малых и средних компаний с уникальными бизнес процессами, нуждающееся в гибком вертикальном решении. Также Dynamics NAV подходит для международных организаций и компаний, имеющих большое количество разнесенных географически офисов, в которых необходимо поддерживать одинаковые бизнес-процессы и интегрировать информацию.
Dynamics AX нацелен на средние и выше среднего размера компании, для которых важны вопрос настраиваемости и масштабируемости, а также наличие расширенной функциональности. Ключевые отрасли для Dynamics AX — промыщленное производство, дистрибуция, услуги, логистика, государственный сектор.
В соответствии со стратегией «мы делаем платформу, партнеры делают законченное решение», корпорация сумела привлечь более чем 2,7 тыс. сертифицированных партнеров, завоевав доверие почти 60 тыс. клиентов. Dynamics NAV имеет более 40 локализованных версий и продается примерно в полутора сотнях стран; суммарное число лицензированных пользователей превышает миллион.
«Мы постоянно работаем над тем, чтобы сохранить наши продукты простыми в использовании, — заявил Элсберг. — Новая функциональность — навыки работы старые, вот наш девиз».
Функции экспорта, уведомлений о синхронизации и ссылки в Dynamics NAV 5.0 представляют собой значительные усовершенствования в плане интеграции с продуктами семейства Microsoft Office 2007, особенно с Word 2007, Excel 2007, Outlook 2007 и SharePoint 2007, а также с Windows Live Search. Наличие уже упоминавшегося Dynamics Sure Step, дающего методологию для быстрого развертывания, оптимизация работы с Microsoft SQL Server и улучшения в поддержке стандарта электронного документооборота C/SIDE вкладывают в руки партнеров инструменты для быстрой разработки и развертывания недорогих и эффективных решений.
Dynamics AX 4.0 продвигается в 36 странах на 40 языках и сумела проникнуть на новые крупные рынки — в Китай, Бразилию и Японию. Реализованы успешные решения по масштабированию системы с 1 до 3 тыс. одновременно работающих пользователей. Свыше 1,5 тыс. партнеров помогают в создании законченных решений на ее базе, причем чаще всего данный процесс начинается с миграции клиентов с ERP-систем сторонних разработчиков на NAV, а потом уже на Dynamics AX.