Специалисты Intel поселились на дачах россиян, чтобы узнать, какая компьютерная техника там нужна
России начали работать представители подразделения корпорации Intel, которое занимается этнографическими исследованиями. Их интересует быт и особенности поведения россиян.
Столь необычная для сотрудников крупнейшего производителя микропроцессоров работа фактически является маркетинговым исследованием, призванным определить наиболее оптимальную функциональность новых продуктов для различных значимых для корпорации рынков и мирового рынка в целом. Результаты данного исследования также используются для разработки дизайна компьютерной техники.
О целях и задачах, а также о некоторых итогах работы этнографов рассказала Франсуаза Бурдоне, руководитель команды Domestic Designs and Technologies Research в составе подразделения Intel Digital Home Group. Она выступила на заседании круглого стола, прошедшего 17 августа в Санкт-Петербурге и посвященного этой теме.
Изучать быт и культурные особенности различных народов специалисты Intel начали примерно два года назад. На данный момент исследование охватило около 20 стран, в которых живет подавляющее большинство пользователей компьютерной техники.
Сначала для достижения поставленных целей применялись традиционные инструменты изучения рынка — например, телефонные опросы пользователей. Однако исследователи быстро поняли, что существует большая разница между тем, что люди говорят о себе, и тем, как они реально ведут себя в быту. Кроме того, по ответам на вопросы сложно было определить причины тех или иных поведенческих особенностей представителей различных этнических групп.
Поэтому методы исследования кардинально изменились. Было решено, что этнографы Intel должны жить рядом с людьми их повседневной жизнью, чтобы в итоге получить ответы на вопросы о том, как высокие технологии используются в тех или иных странах, как национальные особенности влияют на применение цифровой техники, какие «человеческие факторы» необходимо учитывать, выпуская на рынок те или иные продукты.
Стоит отметить, что исследователи Intel наибольший интерес проявляют к представителям среднего класса.
«После завершения определенного этапа глобального исследования, — заявила Бурдоне, — мы готовим презентацию для инженеров. Это делаем так, чтобы они погрузились в атмосферу повседневной жизни пользователей в различных странах. И уже затем технические специалисты и дизайнеры работают над усовершенствованием технологий и внешнего вида новых продуктов».
Команда этнографов Intel выяснила, что имеются кардинальные отличия в организации жилого пространства у различных народов. Это влияет на то, где установлена компьютерная техника и как она используется. Еще одно заключение исследователей: люди не всегда пользуются бесплатными услугами, если даже в принципе в них нуждаются. Скажем, в Австралии много солнечных дней, и из-за этого сидеть в кафе с ноутбуком не принято; поэтому свободный доступ в Internet по технологии Wi-Fi часто не востребован.
Для Китая и Индии на основе результатов исследования даже разработаны готовые технологические решения. После тщательного изучения всех возможных моделей использования современных ПК в сельских районах Индии, где очень жарко, пыльно и высокая влажность, в Intel была создана платформа Community PC — надежная, управляемая система с возможностью удаленной диагностики и низким энергопотреблением.
Для китайского рынка разработана модель компьютера для школьников. Родители в Китае крайне озабочены тем, что их дети могут использовать ПК для развлечения, а не для обучения. Поэтому в новой модели компьютера предусмотрено отключение некоторых возможностей одним нажатием кнопки. Таким образом, родители могут ограничить доступ в Internet и запуск компьютерных игр на ПК их ребенка.
Предполагается, что подобные компьютеры будут разрабатываться и для других стран, в том числе для России. Однако этнографы еще не готовы рассказать о выявленных особенностях поведения российских пользователей, поскольку приступили к соответствующему исследованию всего за две недели до проведения круглого стола. Бурдоне лишь отметила, что у многих россиян есть дачи, и выезд за город на несколько дней, а то и на целое лето имеет в России очень давние традиции. Для Intel в данном случае важно, как российские граждане используют компьютерную технику за городом.
Во Франции и других западных странах приобретение второго загородного дома городскими жителями стало распространенным явлением только в последние годы. В связи с этим изучение особенностей дачного отдыха в России может быть полезно для создания технологических решений и для западного рынка.
На основе выводов этнографов Intel создаются продукты как для отдельных стран, так и для всего мирового рынка. Однако пока примеров практического использования этнографических исследований немного. По словам Бурдоне, для завершения подобных глобальных проектов требуется, как правило, от трех до пяти лет.