Подходит ли к концу эпоха стационарных телефонов в корпоративной среде?
У стационарных телефонов на рабочих столах сотрудников компаний появился мощный конкурент — беспроводные устройства. Однако в ближайшей перспективе привычным телефонным аппаратам вряд ли уготована судьба пишущих машинок.
К сотовым телефонам, которые уже получили повсеместное распространение, в последнее время добавилось оборудование беспроводных локальных сетей, а также гибридные устройства.
Корпоративные клиенты уже сейчас активно используют их в качестве средства связи при организации работы в удаленном режиме. Функции мобильных телефонов, к которым пользователи успели привыкнуть (хранение истории звонков, текстовые сообщения, разнообразие мелодий звонков), у настольных телефонах зачастую отсутствуют или найти их гораздо труднее.
Так называемые «программные телефоны» (softphone), устанавливаемые на ПК и являющиеся еще одной альтернативой стационарным телефонам, имеют больше возможностей, предоставляя более удобный по сравнению с настольными аппаратами доступ к приложениям. Однако, несмотря на внедрение в корпоративной среде нового поколения телефонов на базе IP-технологий, в компаниях по-прежнему продолжают покупать настольные аппараты.
В условиях дальнейшего распространения беспроводных устройств в мире зарождается и новая волна проводных устройств, базирующихся на IP-технологий. Гибридные телефоны могут работать с IP-УATC, поддерживая дополнительный функционал (например, расширенные возможности набора номера), и обеспечивают более широкую зону покрытия в офисе при переключении в режим Wi-Fi. Новое программное обеспечение позволяет подключить к УАТС и «обычные» сотовые телефоны.
В данных условиях настольные телефоны, которые зачастую стоят дороже своих беспроводных собратьев, рискуют попасть под сокращение. Вопрос в том, какими окажутся их преемники.
«Почему мой сотовый телефон стоимостью 200 долл. по функциональности в десять раз превосходит IP-телефон, купленный за тысячу долларов?» — возмущается аналитик компании Yankee Group Зевс Керравала.
«Настольные телефоны используются на протяжении уже 50 лет, — добавил аналитик Gartner Кен Дилани. — Для своей отрасли это просто динозавры. Единственная ‘интеллектуальная’ функция, на которую способен настольный телефон, — перенаправить звонки на сотовый».
Между тем, согласно прогнозам Dell’Oro Group, на рынке настольных IP-телефонов в ближайшие годы будет наблюдаться настоящий бум. В прошлом году было продано 11,3 млн. подобных аппаратов, а к 2010 году объемы продаж возрастут до 34 млн. штук.
«Рост будет наблюдаться несмотря на то, что продажи программных телефонов на базе ПК также увеличатся с 2,6 млн. до 8,6 млн. единиц, — утверждает аналитик Dell’Oro Алан Веккель. — Телефоны, поддерживающие только технологию Wi-Fi, оккупируют вертикальные рынки, где использование сотовых телефонов ограничено (например, рынок учреждений здравоохранения), но и гибридные телефоны также будут пользоваться спросом».
Использование настольных телефонов во многом остается данью традициям.
«Люди по-прежнему больше доверяют стационарным, ‘осязаемым’ телефонам, — заметил сетевой администратор крупной компании. — Это как старый офис, который близок и дорог. Недавно в рамках программы перехода на систему IP-телефонии мы закупили несколько сотен настольных IP-телефонов. За оптовую покупку нам предоставили хорошую скидку. Особых колебаний при принятии решения о покупке не возникло, потому что благодаря данному приобретению ИТ-службе удалось решить множество гораздо более сложных вопросов».
Поставщики и аналитики сходятся в том, что стационарные телефоны обеспечивают лучшую слышимость.
В некоторых случаях они поддерживают дополнительные функции телефонных систем, которыми пока не обладают их беспроводные конкуренты. Что касается программных телефонов, то вопросы вызывают надежность их функционирования и достаточно большая загрузка ПК, на основе которых они построены.
Выбор зависит от потребностей конкретного пользователя и его местоположения. Гибридные телефоны, а также программные телефоны на базе ноутбуков больше подходят сотрудникам, которые часто находятся в поездках, а телефоны на выделенной линии предназначены для рабочих мест, не оснащенных ПК. К примеру, в магазинах компании Zeus Nestora IP-телефоны выполняют самые разные функции, в том числе регистрируют время прихода сотрудников на работу и их ухода домой.
Впрочем, продолжая продавать настольные телефонные аппараты, крупные производители предлагают и альтернативные варианты. Cisco поставляет для гибридных телефонов Nokia E-Series программное обеспечение, расширяющее системные функции офисного телефона. По словам менеджера по маркетингу мобильных решений Cisco Криса Козупа, эти телефоны уже поставляются в Европе операторами мобильной связи Orange и TeliaSonera, а в Японии компанией NTT DoCoMo. Операторы мобильной связи в США еще не уверены в целесообразности продажи подобных телефонов корпоративным клиентам.
С одной стороны, клиенты будут проявлять больший интерес к услугам данного поставщика, но с другой — его доходы от каждого звонка уменьшатся.
Компания Avaya совместно с поставщиками сотовых телефонов также работает над созданием гибридных аппаратов.
«Мы предлагаем им свое программное обеспечение и надеемся, что после приобретения компании Traverse Networks количество телефонов с нашей программной начинкой заметно увеличится», — отметил менеджер Avaya по продуктам Джеми Лоусон.
«В перспективе каждому из нас будет предоставлен достаточно широкий выбор, — считает аналитик компании Forrester Research Элизабет Херрелл. — Однако никто не захочет приобретать сразу четыре разных устройства. Одним из элементов возможного решения могут стать базовые станции, которые переадресуют беспроводные телефоны на настольные в тот момент, когда их владелец оказывается на своем рабочем месте».
Конечно, настольные телефоны не исчезнут в одночасье. Хотя бы потому, что на сегодняшний день, по оценкам аналитиков IDC, в мире их установлено 500 млн. штук. Дюлани полагает, что стационарные офисные телефоны будут полностью вытеснены беспроводными не раньше чем через пять-семь лет.
«Никто не собирается добровольно отказываться от выручки, получаемой в результате продажи телефонов бизнес-класса, пока пользователи не решат, что такие аппараты им больше не нужны», — пояснила Херрелл.