В общей стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) цена, которую вы платите поставщику за ИТ-продукты, составляет лишь малую часть. Как правило, общая стоимость владения в расчете на пользователя примерно в 4,5 раза выше, чем реальная цена аппаратного и программного обеспечения, если учитывать в ней затраты пользователей, которые выполняют неформальную поддержку ИТ, администрирование, и если принять во внимание, во что обходятся простои, а также операционные расходы. Таковы выводы исследования, проведенного компанией Gartner.
Общая стоимость владения объединяет в себе прямые и косвенные расходы, связанные как с ресурсами, так и с выполняемыми задачами. Согласно отчету Gartner, как правило, почти половину общей стоимости владения составляют издержки самих пользователей, которые выполняют неформальную техническую поддержку, что, возможно, связано с нехваткой ИТ-специалистов.
По мнению аналитиков Gartner, подобные затраты обычно скрыты, не предусмотрены в бюджете, и их трудно подсчитать. Но эти затраты можно снизить за счет стратегических инвестиций в операционные ресурсы, такие как автоматизация службы Help Desk, инструментальные средства системного управления и обновленные операционные системы. Детальный анализ всех факторов может помочь ИТ-отделу сформулировать обоснование для приобретения новых продуктов и проведения модернизаций.
«Финансовые средства на инфраструктуру и операции трудно обосновать и получить. Динамика общей стоимости владения может стать серьезным аргументом при обосновании таких инвестиций, когда речь идет о косвенных затратах, — считают Ларс Миеритц и Билл Кирвин, аналитики Gartner. — Сложность ИТ-систем и трудозатраты растут, а уровень обслуживания снижается, особенно при отсутствии капиталовложений».
Gartner определяет общую стоимость владения как «целостное представление о затратах, которые несет все предприятие с течением времени». Важно подчеркнуть, что общая стоимость владения включает в себя еще и расходы, не связанные напрямую с ИТ, например, издержки на управление персоналом и коммунальные расходы.
«Рассматривайте общую стоимость владения как таблицу существительных и глаголов. Существительные — это ресурсы, такие как аппаратное и программное обеспечение. Глаголы — это действия, которые необходимо предпринять для того, чтобы использовать эти ресурсы, — говорится в отчете Gartner. — При проведении анализа общей стоимости владения каждому ИТ-ресурсу (существительное) ставятся в соответствие соответствующие трудозатраты, связанные с оплатой администрирования, поддержки и контрактов (глагол)».
Первая часть этой формулы — капиталовложения в аппаратное и программное обеспечение. Но денежный эквивалент трудозатрат — это лишь часть общей стоимости владения, наиболее контролируемая. Если у вас есть сто серверов, которые должны перезагружаться по десять раз в год, а на перезагрузку одного сервера уходит полчаса, то, согласно выводам Gartner, расходы на выполнение этой задачи составят 35% зарплаты сотрудника, работающего на полную ставку. Инвестиции, которые позволят автоматизировать процесс перезагрузки и существенно его упростят, значительно снизят эти расходы.
Косвенные затраты растут, когда пользователь выполняет операционные задачи, связанные с ИТ, такие как поддержка коллег, формальное и неформальное обучение и управление локальными данными и файлами.
Признание того факта, что пользователи иногда вынуждены выполнять работу системных администраторов, может стать сильным аргументом в пользу увеличения штата ИТ-отдела.