IBM скупает все и вся. Только за последнее время корпорация приобрела поставщика систем управления данными DataMirror, компанию Princeton Softech, выпускающую средства архивации данных, производителя механизмов обеспечения безопасности Web-приложений Watchfire… Дебора Мэджид, один из руководителей IBM Venture Capital Group, курирующая вопросы развития программного бизнеса корпорации, ответила на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld Томаса Хоффмана.
Как бы вы охарактеризовали философию слияний и приобретений IBM?
Слияния и приобретения мы считаем неотъемлемой частью нашей стратегии. Всякий раз, анализируя бизнес программного обеспечения в целом или отдельные продукты, мы обращаем внимание на потребности клиентов, на то, что у нас уже есть и чего нет, независимо от того, идет ли речь о разработке продуктов своими силами, наращивании какой-то функциональности или покупке какого-либо коллектива. При принятии решений о приобретениях IBM почти всегда отдает предпочтение компаниям, с которыми уже работает. Благодаря этому нам всегда известно, что мы получим в результате.
Каким образом в IBM формируются подобные отношения?
Как правило, на основе программы IBM Partner. Совместный бизнес развивается, а вместе с ним развиваются и партнерские отношения. Со временем складывается такая ситуация, что имеет смысл купить компанию целиком, вместо того чтобы и дальше ограничиваться партнерскими отношениями.
Чем отличается стратегия приобретений IBM от стратегии конкурентов корпорации на рынке программного обеспечения?
Думаю, ключевой момент нашей стратегии заключается в том, что мы ищем инновации везде, где их только можно найти. Возможно, их удастся отыскать в небольших фирмах за рубежом или в наших собственных лабораториях. Бывали случаи, когда мы приобретали крошечные компании из десяти человек, и эти покупки со временем приносили нам миллиарды долларов. Мы внедряем новаторские решения в рамках постоянной реорганизации всего нашего бизнеса.
IBM тесно взаимодействует с предпринимателями и инвесторами. Мы видим, что в мире появляется множество молодых компаний, инновации способствуют движению рынка вперед, и мы стараемся обратить внимание нашего руководства на приобретения, которые, возможно, его заинтересуют.
В IBM Venture Capital Group вы курируете бизнес программного обеспечения IBM. Последние покупки были связаны с обеспечением безопасности Web-приложений (Watchfire), управлением данными (Princeton Softech), сбором данных (DataMirror) и организацией Web-конференций (WebDialogs). Каким образом все эти приобретения вписываются в стратегию формирования портфеля продуктов IBM?
В каждом конкретном случае рассматриваются функции, которыми нам хотелось бы дополнить свои продукты. Мы видим, как развиваются различные брэнды. Возьмем, к примеру, управление данными. В прошлом оно сводилось к базам данных — каким образом данные следует хранить и как осуществлять их выборку. Сегодня речь идет о способах добычи данных, их анализа и применения в том или ином бизнесе. Компании типа Princeton, занимавшиеся прежде «чистыми» средствами хранения, подобно нам переходят сейчас к решению задач, связанных с управлением данными.
Какие направления имеют сегодня наибольшее значение для программного бизнеса IBM?
Вопросам безопасности всегда отводилась важная роль. Одна из причин, по которой мы купили Watchfire, заключается в том, что рынок средств безопасности со временем претерпевает изменения. Несколько лет назад все внимание здесь уделялось вопросам управления доступом и аутентификации доступа. Сегодня речь в большей степени идет о безопасности приложений и собственно данных. Важную роль продолжают играть вопросы управления информацией, здесь очень много нововведений. Немало интересного можно найти и в области технологий поиска корпоративного уровня и аналитики.
В чем вы видите наиболее серьезные просчеты стратегии слияний и приобретений IBM?
К нам часто обращаются с предложением купить ту или иную компанию. Не думаю, что такое происходит только в IBM. Общеизвестно, что мы проводим активную политику приобретений. В среднем раз в месяц в состав IBM вливается новая компания, и этот процесс поставлен на широкую ногу. Но мы не покупаем компаний, с которыми ранее не поддерживали никаких отношений.
И как же формируются эти отношения?
Мы можем поставить потенциальных кандидатов в известность, вместе изучить обязательства перед клиентами. Наша компания ориентирована на удовлетворение нужд клиентов, и этого же мы требуем от своих партнеров по бизнесу. Мы широко используем программное обеспечение с открытым кодом и открытые интерфейсы прикладных программ. Интеграции отводится очень важная роль, и мы должны убедиться, что наши партнеры придерживаются аналогичного подхода.
Где сегодня находятся «очаги» разработки новых технологий?
Я много времени провела в Ирландии, и там сложилась очень интересная ситуация. Ирландское правительство учреждает агентства по развитию бизнеса не только для того, чтобы привлечь в Ирландию бизнес уже существующий, но и для того, чтобы способствовать росту нового бизнеса. В окрестностях Дублина вырастает множество фирм, разрабатывающих программное обеспечение, а вокруг города Голуэй возникает масса биотехнологических компаний. Мы вместе со Стивом Миллзом, руководителем группы IBM Software, были там не далее как в августе.
Какие еще регионы демонстрируют высокие темпы развития?
Безусловно, это Восточная Европа. В таких странах, как Эстония, Словения, Венгрия, Чехия, есть и квалифицированный персонал, и достаточно высокая предпринимательская активность. Интерес вызывает положение дел в Южной Африке. Это еще один регион, где рынок инвестиций на протяжении последних полутора лет демонстрирует устойчивый рост. Здесь имеется много компаний, предоставляющих разного рода Internet-сервисы.
Какого рода технологические компании вы наблюдали в Китае?
В Китае нас интересовали вопросы, связанные с нашим бизнесом в области оборудования: компьютерными системами и микроэлектроникой. Но это еще один регион, где динамично развивается бизнес Internet-сервисов. Ранее мы не поддерживали отношений с местными компаниями. Нам нужно внимательно следить за тем, что происходит в сфере разработки игр, потому что от этого во многом зависит успех нашего процессорного бизнеса.
Проявляете ли вы интерес к Латинской Америке?
Наиболее высокая активность здесь наблюдается в Бразилии. Бразилия — один из самых активных рынков, где хорошо представлено как программное обеспечение, так и Internet-сервисы.
Управление данными становится все более популярным направлением. Вы совершаете большое количество приобретений в этой сфере. Есть ли ниши, которые IBM еще собирается заполнить своими продуктами? Может быть, вы хотите устранить какой-то функциональный разрыв или быстро выйти на развивающийся рынок?
Думаю, что наибольшее значение имеет то, что происходит в области аналитических инструментов и систем бизнес-анализа. Обработка информации делового характера становится все более сложной, здесь широко применяются семантические методы. Не только в бизнесе, но и в госсекторе, в области национальной безопасности. Мы постоянно расширяем границы технологий, которые продаем нашим клиентам.
К примеру, в начале 2005 года мы приобрели компанию FRD, которая путем анализа информации о взаимоотношениях помогала представителям бизнеса азартных игр выявлять мошенников среди клиентов и сотрудников. Сейчас разработанные ею технологии широко применяются в бизнесе, связанном с управлением информацией. А спецслужбы могут использовать их для изучения взаимоотношений между людьми и сбора информации о лицах, которые, возможно, занимаются террористической деятельностью.