В рамках проекта Wiki City предполагается применить технологию wiki для формирования карт местности. Первым опытом такой работы стала система Wiki City Rome для генерации пользовательских картВодители уже начали привыкать к электронным подсказкам навигационных систем, анализирующих положение на дорогах, пешеходы же остаются на улицах совсем без поддержки и вынуждены прокладывать свои маршруты самостоятельно. В помощь им может прийти разработка сотрудников Массачусетского технологического института, основанная на технологиях wiki и Semantic Web.

Речь идет о проекте Wiki City, который ведет SENSEable City Laboratory этого института. В рамках проекта предполагается применить технологию wiki для формирования карт местности. В результате должен быть создан продукт, который бы позволял любому загрузить в карту требуемый контент и на основе принципов Semantic Web выполнял бы поиск по различным слоям информации.

Первым опытом такой работы стала система Wiki City Rome для генерации пользовательских карт. В ней использовалась система спутниковой навигации GPS и данные сотового телефона для создания карты реального времени в дни ночного фестиваля, проходившего в Риме в сентябре. На Web-сайте проекта был размещен спутниковый снимок города с указанием мест проведения мероприятий и состояния дорожного движения и движения пешеходов на текущий момент. Автобусы, оснащенные передатчиками GPS, ежеминутно отсылали данные о своем местонахождении, а данные, постоянно получаемые с сотовых телефонов, позволяли отследить перемещение больших групп людей по городу. Карта выводилась на большой экран одной из главных площадей города.

«Зная, что и где происходит в настоящую минуту, — чего невозможно добиться, пользуясь традиционной картой, — люди будут принимать более обоснованные решения о том, как быстрее добраться до нужного им пункта», — пояснил Кристиан Клоески, один из участников Wiki City Rome.

Эта инициатива стала первым шагом в реализации проекта Wiki City. Со временем те же принципы будут применены для создания карт других городов, ставших партнерами SENSEable City Laboratory. Пока же дело ограничивается только городами Европы, поскольку система транспортного сообщения здесь лучше подходит для изучения того, как люди реагируют на определенные сообщения и как перемещаются в общественных местах. Впрочем, проект найдет себе применение и за пределами Европы.

Однако прежде, чем люди смогут использовать такую систему в реальной жизни, требуется разрешить несколько сложных проблем.

Самыми очевидными претендентами на роль носителя wiki-карт являются, конечно, сотовые телефоны, КПК и смартфоны, однако Клоески хотел бы, чтобы доступ к картам предоставляли и обычные городские конструкции, например павильоны автобусных остановок.

«Нет ничего более привычного, чем автобусная остановка, — сказал он. — А для того, чтобы предоставлять обыкновенным людям данные, нужны как раз самые привычные предметы».

Кроме того, нужно как следует задуматься над пользовательским интерфейсом, поскольку для таких устройств простота получения информации играет особую роль. К тому же нужен очень простой метод передачи данных в wiki. Это должно занимать мало времени и требовать совсем небольших усилий. Ведь содержание карты создают сами люди, перемещающиеся по городу.

И наконец, слои данных должны быть организованы таким образом, чтобы поиск давал практически применимые результаты. Для этого потребуются дополнительные исследования, связанные с развитием технологий Semantic Web и стимулируемые консорциумом World Wide Web Consortium. Цель создания Semantic Web — позволить компьютерам играть более важную роль в размещении, нахождении и представлении информации. Компьютеры должны выдавать результаты, в наибольшей степени соответствующие контексту поиска.

«Необходимо, чтобы получаемую информацию о времени и месте можно было применить практически, поэтому поиск следует вести в семантической структуре, — пояснил Клоески. — Нужен также способ структурировать данные, чтобы можно было вести перекрестный поиск».