SAP — не новичок в создании корпоративных информационных систем для автомобильной отрасли. Решения SAP for Automotive, базирующиеся на интеграционной платформе SAP NetWeaver, предназначены как для производителей, так и для поставщиков комплектующих и фирм, что ведут продажи и обслуживание автомобилей. Специфика отрасли позволяет сотрудникам SAP говорить о неком едином комплексе решений для нее, и одним из ее компонентов является SAP Dealer Business Management — решение для автодилеров и дилерских сетей.
SAP DBM — решение сравнительно новое. Первый его выпуск был представлен летом 2005 года; тогда же была достигнута договоренность с первым клиентом — швейцарской компанией AMAG. Внедрение прошло успешно, и в течение следующего года SAP постепенно проводила представления продукта в регионах Европы и Азии, а с 2007 года продукт вышел на глобальный рынок. По словам руководителя направления автомобилестроения SAP СНГ Сергея Глушкова, решения SAP for Automotive включают в себя функции из трех областей — управление снабжением, продажами и сбытом, а также сервисом. Все соответствующие модули имеет «на борту» и SAP DBM. Структура автомобильной отрасли, по SAP, выглядит примерно так: поставщики поставляют комплектующие производителям автомобилей и дистрибьюторам запасных частей, производители двигают готовые автомашины в торговые дома и дистрибьюторам этих машин. Торговые дома работают с обоими видами дистрибьюторов, а дистрибьюторы ведут поставки дилерам. Таким образом, дилер имеет дело с продажей новых и подержанных автомобилей, запасных частей, сервисным обслуживанием, обработкой отзывов и гарантий. Поддержка всей этой деятельности как раз и включена в SAP DBM.
Решение охватывает все этапы цикла продажи автомобиля: обработку заказа клиента, поставку со склада или под заказ, отгрузку по заказу, фактурирование. Дилер может отслеживать историю каждого автомобиля от поставки до послепродажных сервисных операций. Поддержка закупки и последующей продажи подержанных автомобилей также реализована. В SAP DBM поддерживаются планирование, закупка, управление запасами, проверка доступности, продажа запасных частей — с учетом сотрудничества дилера с различными партнерами. Цикл продажи запасных частей, как и автомобилей, поддерживается полностью. Что касается сервисного обслуживания, то в SAP DBM имеются функции планирования загрузки цехов, бригад и технических рабочих, равно как и отслеживания сервисных заказов. Система позволяет вести сервисные кампании и программы отзыва производителей. Наконец, SAP DBM может работать в связке с ERP-системой от SAP, которая обеспечит поддержку бухгалтерского и управленческого учета, управления персоналом и материальными потоками.
Бизнес российских автодилеров часто представляет собой большое количество территориально распределенных дилерских центров (и существует тенденция к росту числа игроков), конфигурации автомобилей сложны, в продаже ходит множество разнообразных, частично взаимозаменяемых запасных частей, есть необходимость поддерживать разнородные отношения с множеством производителей, импортеров и дистрибьюторов. При этом конкуренция на рынке растет, вынуждая интенсифицировать бизнес, да и лояльных клиентов не получить, если не снижать цены и, значит, собственную прибыль. Лоскутная автоматизация с использованием Microsoft Excel и неспециализированных продуктов не позволяет добиться стратегически приемлемых результатов. Таким образом, речь сегодня может идти о внедрении специализированных систем от SAP, Incadea, Infor, Automaster DMS или решений на базе «1С:Предприятие». В SAP считают, что DBM получит свою долю рынка за счет применения «лучших практик» и реализованных в решении интерфейсов к основным западным ERP-системам, которые занимают большую часть российского ERP-рынка.
В России и СНГ начинаются первые внедрения SAP DBM — в компаниях «АвтоDом» и «Северсталь-Авто», на Украине решение внедряется в компании «Атлант-М». Несколько российских партнеров SAP СНГ проявляют интерес к проектам внедрения DBM. Конкуренты, естественно, тоже не дремлют, например, финская Automaster Oy недавно открыла представительство в Москве. Таким образом, российский рынок специализированных информационных систем для автодилеров находится в начале стадии активного роста.