Катализатором изменений программной стратегии и общего имиджа HP в качестве производителя программных продуктов в значительной степени стало приобретение компании Mercury Interactive. Поэтому было особенно интересно побеседовать с Дэвидом Куантреллом, вице-президентом HP, директором подразделения программных решений в регионе EMEA, а в недавнем прошлом — президентом Mercury, отвечавшим за деятельность компании в странах того же региона.
Насколько известно, концепция Business Technology Optimization родилась в Mercury. Хочу спросить вас — ключевого менеджера Mercury в прошлом, — как эта идея возникла и трансформировалась в результате слияния двух компаний?
Действительно, понятие BTO возникло в компании Mercury. Однако стоит отметить, что в тот же период аналогичная концепция создавалась в HP, хотя и формулировалась она несколько иначе. Одним из свидетельств того, что мы мыслили схожим образом, является то, что обе компании претендовали на приобретение Peregrine, в конце концов купленной HP, — ее технологии были недостающим звеном в стратегии, которая теперь называется BTO. Сейчас BTO серьезно эволюционирует, значительно расширяется ее охват, что подтверждает и недавнее приобретение Opsware. У нас складывается более четкое представление, как развивать идеи BTO. После слияния наши усилия концентрировались, прежде всего, на расширении операционной сферы — технологиях мониторинга инфраструктуры, автоматизации службы поддержки, различных аспектах эксплуатации ИТ-систем.
Сейчас мы стремимся укреплять наши позиции в управлении информационными системами, находящимися в эксплуатации. Это выражается, в частности, в более тесных партнерских отношениях с SAP, в большем внимании, которое уделяется средствам тестирования безопасности. Также мы намерены вести себя более активно в области стратегического управления, которое включает в себя системы управления портфелями проектов и системы стратегического руководства ИТ. Большое внимание планируется уделять SOA.
Покупка Mercury — крупнейшая сделка HP за последнее время. С какими проблемами вы столкнулись — с точки зрения объединения двух корпоративных культур и с точки зрения интеграции продуктов?
Думаю, основные сложности интеграции связаны не с абсолютными, а с относительными размерами компаний. Объединение компаний сопоставимого масштаба, как в нашем случае, ставит довольно интересные задачи. Прежде всего, мы следили за сбалансированностью нашей команды, за тем, чтобы в полной мере использовать управленческие таланты обеих сторон.
Что касается интеграции корпоративных менталитетов, то Mercury воспринималась на рынке как агрессивная компания, которая всегда стремится как можно быстрее реализовать понравившуюся идею. Поэтому о нашей команде часто говорили, что мы делаем все дважды, поскольку в первый раз делаем неверно. При таком подходе планированию уделялось меньше времени, основное внимание концентрировалось на реализации. HP — это более крупный бизнес и более сбалансированная команда, которая очень продуманно делает каждый новый шаг. Как мне кажется, слияние двух подходов дало очень хороший результат.
Объединившись, мы получили обширный портфель продуктов, и чтобы эффективно вывести его на рынок, необходимо было изменить структуру нашей команды, сконцентрировать больше внимания на взаимодействии с клиентами, работая в тесном контакте с группой технологических решений HP.
Одно из последних приобретений HP — Opsware. Поясните, пожалуйста, чем привлекательны для HP предлагаемые этой компанией решения, какое место они займут в портфеле BTO?
Opsware решает проблемы управления центрами обработки данных в целом, что сегодня является ключевым элементом оперативной деятельности любой компании. Opsware предлагает технологии по поддержке всего жизненного цикла ЦОД, включая планирование и развертывание вычислительных ресурсов и систем хранения, а также управление ими. HP не имела в своем арсенале подобных средств. В частности, продуманы все аспекты управления сетевым хранением.
Приобретение Opsware позволит в портфеле BTO связать стратегическое управление ИТ в интересах бизнеса с выстраиванием планов по приобретению и развертыванию аппаратного и программного обеспечения. Бизнес-целям будет подчинено решение как стратегических задач управления, так и задач, связанных с оборудованием, системным программным обеспечением и приложениями, операционной деятельностью ИТ, обеспечением качества информационных систем и т. д. Все это будет сведено в единое целое.
По мнению некоторых аналитиков, 7 млрд. долл., потраченных HP на приобретение компаний для пополнения программного портфеля, — это слишком много, чтобы эффективно вписать новые продукты в общий портфель решений HP, поскольку неизбежно возникнут проблемы с их интеграцией и позиционированием. Как вы можете прокомментировать эту точку зрения?
Я сталкивался с подобными отзывами, когда HP приобретала Mercury. Однако результаты, к которым мы пришли за прошедший год, — финансовые показатели, расширение портфеля продуктов — убедительно доказывают, что все усилия и материальные средства потрачены не зря.
Безусловно, появление новых продуктов в портфеле компании всегда связано с определенными техническими сложностями их интеграции. Однако мы видим, что наши клиенты довольны тем сочетанием решений и тем уровнем интеграции, которые сегодня предлагает HP. Но еще большее удовлетворение у них вызывает то, что у нас есть конкретный план действий по углублению этой интеграции.
Из ваших слов следует, что клиенты HP хорошо восприняли новую стратегию компании. Насколько, по вашему мнению, стратегия BTO будет востребована в России, возможно, какие-то ее отдельные направления в особенности?
Да, нам практически не пришлось убеждать клиентов в правильности нашей стратегии. Скорее наоборот, клиенты сами приходят к нам и просят помочь; это доказывает, что они нам доверяют и хотят дальше работать в выбранном направлении.
В России сегодня число инсталляций решений по стратегическому управлению ИТ сравнимо с аналогичным показателем для Англии, Германии и Франции, что говорит о достаточно высоком уровне понимания значимости этих технологий в вашей стране. Россия в целом готова к восприятию концепции BTO, и ряд предприятий уже реализует компоненты этой стратегии. Особое внимание мы намерены уделить нашему бизнесу в области систем тестирования и обеспечения качества. Мы планируем также сосредоточиться на обучении наших клиентов. Кроме того, в дополнение к уже существующим возможностям технической поддержки в России будет сформирована команда по предоставлению профессиональных сервисов в области программного обеспечения.
Второе важное направление в области программного обеспечения от HP — Business Information Optimization. Чем оно интересно для компании? Когда появится столь же четкая структуризация портфеля BIO, как для BTO, и какой она будет?
Действительно, в определенном смысле это новая область для HP. Но необходимость ее развивать диктуется ситуацией, когда в целом в отрасли меняется ландшафт управления информацией. Мы уже имеем за плечами большой опыт управления сложными системами хранения информации, что является одним из аспектов управления информацией в целом. Кроме того, в нашем портфеле уже есть решения по сбору и предоставлению информации пользователям. В то же время привычные методы хранения информации меняются. Усиливается спрос на более экономичные системы хранения, особое внимание уделяется их масштабируемости. Все это составляющие оптимизации бизнес-информации. С другой стороны, посмотрим на список задач, стоящих сегодня перед ИТ-директором, — сокращение издержек, соблюдение соответствия стратегическим целям компании, соответствие компании различным нормативным требованиям по управлению данными, по управлению инфраструктурой. Здесь существует значительное совпадение, и именно поэтому компаниям абсолютно необходимы решения по управлению бизнес-информацией.
Что касается того, каким образом мы будем подходить к выстраиванию портфеля BIO, то было бы неправильно сразу говорить, что мы собираемся приобретать те или иные компании. Прежде всего, нужно разобраться, какие ключевые технологии у HP уже есть, свести их воедино, сформировать альянсы с компаниями, которые обладают недостающими элементами, а уже потом, возможно, заводить разговор о приобретении, если мы осознаем необходимость иметь эту технологию в своих руках. Примерно так же выстраивался портфель BTO.
То есть, скорее всего, для развития портфеля BIO потребуются новые приобретения?
Вполне разумно это предположить.
Каковы наиболее важные тенденции в области управления информацией?
Сегодня основная задача — планирование стратегии управления информацией. Системы должны обеспечивать возможность понимать, где хранится информация, планировать ее использование, определять правила ее удаления. Когда я пришел в HP, то свой жесткий диск отдал на анализ, в ходе которого определялось, что нужно будет использовать в дальнейшем, а что нет. Современные решения должны обеспечивать управление жизненным циклом информации от этапа ее регистрации до хранения, при этом гарантируя соответствие особым отраслевым требованиям, например, по фиксации звонков у операторов связи или сделок в финансовой сфере. Все это необходимо объединить в общую архитектуру.
Помимо решения проблем создания хранилищ данных, необходимо также реализовать интеллектуальную составляющую управления, которая гарантирует, что правильные данные будут в правильном месте в правильное время.
В области управления информацией HP сегодня предоставляет технологию Neoview, которая реализует управление сложными хранилищами данных на базе высокопроизводительной аппаратной архитектуры. Еще одна актуальная проблема — управление неструктурированной информацией. Ее решение мы начинаем искать.
Уже ведутся собственные разработки, одновременно идет мониторинг рынка на предмет поиска интересных технологий с перспективой их будущей покупки. Здесь надо действовать быстро. Поняв, что время определенных технологий настало, надо делать выбор в зависимости от того, что удастся быстрее: взять технологии другой компании и интегрировать их в свой портфель или разработать собственные. Пока эти процессы идут параллельно. Некоторые компоненты жизненного цикла обработки неструктурированной информации уже созданы в HP, и работа в этом направлении будет продолжаться. При этом мы не ограничены в средствах на покупку компаний с соответствующими технологиями.
На развитие программного обеспечения в HP выделяется значительно меньше средств, чем на покупки, — 0,5 млрд. долл. Можете ли вы назвать наиболее важные направления собственных разработок?
Органический рост, то есть рост за счет собственных ресурсов, в любой компании пропорционален ее доходам. Бизнес-план по внутренним разработкам выстраивается исходя из определенного процента дохода. Сумма в 0,5 млрд. долл. соответствует доходам HP.
Куда идут эти средства? Значительно выросли вложения HP в развитие BIO — в технологии управления жизненным циклом информации, систему Neoview, поскольку мы считаем это направление стратегически важным.
Кроме того, совершенствуются различные составляющие портфеля BTO. Так, большое внимание мы уделяем управлению сервисами, новому решению Service Manager, реализации функциональности, отражающей изменения в новой версии ITIL. Но, фактически, в каждом центре в рамках BTO появляются новые разработки. Это касается SOA, управления портфелями проектов в более сложных средах, добавления новых панелей управления для мониторинга инфраструктуры. В области инфраструктуры тестирования ведутся работы в двух областях — развитие средств тестирования безопасности на базе решений купленной недавно компании SPI Dynamics, и собственные разработки по предварительному тестированию спецификаций приложений.
Помимо разработок продуктов средства направляются на различные исследовательские проекты, в частности, по развитию перспективной архитектуры конфигурационной базы данных.
Став шестой компанией в мире по продажам программного обеспечения, удалось ли HP переломить представление о себе как о производителе, прежде всего, серверов и принтеров?
В HP есть три основные группы: группа, которая отвечает за выпуск принтеров, группа по персональным компьютерам и группа технологических решений. Именно за счет последней мы создаем добавленную стоимость для наших клиентов, однако, как свидетельствуют отчеты аналитиков, нас продолжают воспринимать как поставщика продуктов. Очень важно уйти от этого имиджа.
HP Software предлагает клиентам компании программные активы. Именно активы, потому что такие решения работают в течение длительного времени, до десяти лет. Мы предоставляем профессиональные услуги, чтобы помочь нашим клиентам внедрять действительно сложные проекты, активно занимаемся аутсорсингом.
Серьезность намерений HP изменить свой имидж демонстрирует тот факт, что в группе технологических решений 25% специалистов занимается программным обеспечением. Это означает, что с финансовой точки зрения нам отдается высокий приоритет.
Остается только убедить циников. Есть два способа сделать это. Первый — выстраивать более тесные отношения с нашими клиентами и доказывать им, что мы действительно способны своими решениями и услугами обеспечивать развитие их бизнеса. Второй — откусить от «пирога» НИОКР и пустить эти деньги на маркетинг по смене имиджа компании. Мы действуем первым способом, и я считаю, что мы на правильном пути.