Вы посещаете Россию второй раз за довольно короткое время. Чем это вызвано и какова цель теперешнего визита?
Обеспечить рост бизнеса. Россия — это очень важный и интересный рынок, где люди готовы сразу переходить в сетях мобильной связи от решений второго поколения к четвертому. И моя цель — показать возможности, которые здесь в состоянии предоставить Nortel. В течение двух дней я встретился почти с десятком заказчиков и провел встречу с 50 партнерами. Да, это мой второй визит в Москву во время работы в Nortel. Но еще раньше, работая в General Electric и Motorola, я был здесь семь или восемь раз.
В прошлый раз вы говорили о возможности роста российского бизнеса Nortel более чем в пять раз. Насколько он увеличился по сравнению с 2006 годом и как можно оценить его объем?
Говоря о желании увеличить бизнес, мы имеем в виду его рост в течение нескольких лет. За последние три года нам удалось более чем удвоить наш бизнес в России. В настоящее время его объем оценивается приблизительно в 200 млн. долл. Надеюсь, данный показатель значительно возрастет в дальнейшем.
Существует ли стратегия инвестиций в развитие бизнеса в России?
Мы действуем здесь так же, как и на других рынках. Деньги инвестируются в популяризацию брэнда, в увеличение штата специалистов по продажам и их обучение, в развитие партнерской сети (до 90% продаж в России осуществляются через каналы сбыта), активизацию сотрудничества с вузами и центрами инженерной мысли.
Поскольку Nortel переносит центр тяжести в область разработки программного обеспечения, не считаете ли вы целесообразным создание соответствующего подразделения в России?
Сегодня почти 80% из 12 тыс. инженеров Nortel заняты разработкой программного обеспечения. Добавьте к этому еще 6 тыс. сотрудников 200 компаний, работающих на Nortel. При этом мы не делаем различия между собственными разработчиками и специалистами компаний-партнеров, услуги которых используем. Многие из таких компаний находятся за пределами России, и работающие с Nortel российские инженеры взаимодействуют с ними. Мы привлекаем к сотрудничеству талантливых разработчиков, и это — часть инвестиций в развитие нашей деятельности в России.
Корпоративное направление, насколько известно, относится к одному из приоритетов Nortel. Какую долю доходов приносит этот бизнес и каковы стратегические цели в данной области?
Совершенно верно, это очень важное для нас направление. Это относится ко всем трем ключевым областям — продуктам для передачи голоса, данных и приложениям. Мы весьма заинтересованы в росте бизнеса в корпоративном сегменте рынка, и такой рост достиг за последний год 25%. Этот показатель превышает результаты любой другой компании, специализирующейся на выпуске сетевых решений для корпоративного сектора. В настоящее время на это направление приходится около 24% доходов Nortel. Наша стратегия в корпоративном сегменте нацелена на дальнейший рост.
Является ли стратегия Business Optimized Networking, объявленная в мае на выставке Interop в Лас-Вегасе, практической программой или это маркетинговый слоган наподобие Hyperconnected Enterprise? Каковы ее основные компоненты и что могут получить предприятия в ближайшее время?
Да, это вполне конкретная концепция, предусматривающая переход от учрежденческих ATC через технологию VoIP и системы передачи унифицированных сообщений к коммуникационным структурам, оптимизированным для поддержки бизнеса предприятий. Думаю, вам известно о тех усилиях, которые мы предпринимаем для популяризации IP-телефонии. У нас есть соглашение с Microsoft, цель которого — продвижение унифицированных коммуникационных систем, благодаря чему уже удалось получить заказы от сотен новых клиентов. Инвестированы значительные средства в продвижение концепции сервис-ориентированной архитектуры как средства воплощения в жизнь стратегии Business Optimized Networking. Реализацией подобных стратегий в настоящее время занимаются многие технологические компании, стремящиеся адаптировать свои решения к требованиям бизнеса. Приносит ли это нам сегодня прибыль? Пока нет, но эта деятельность получила одобрение наших заказчиков и за ней будущее. Нужно всегда уметь посмотреть вперед, чтобы определить, в какие области должны быть сделаны инвестиции.
Вы упомянули об альянсе с Microsoft. Какие результаты сотрудничества уже получены и как оно будет развиваться?
Прежде всего, этот альянс оказал огромное влияние на развитие бизнеса Nortel и явился движущей силой в решении стоящих перед нами задач. Он открыл для нас возможность общения с руководителями ИТ-служб и другими топ-менеджерами корпоративных заказчиков. В январе мы со Стивом Балмером объявили о разработке четырех новых продуктов; два из них уже появились на рынке, а другие будут доступны в согласованные сроки. Мы объединили усилия наших служб продаж и предлагаем совместные решения в области унифицированных коммуникаций корпоративным заказчикам. Один из примеров — работа с компанией Shell.
Разработка решений для вертикальных рынков — это ваш ответ Cisco Systems, где недавно объявили об активизации данного вида деятельности?
Стратегия корпорации Nortel, которая акцентирует внимание на создании решений для финансовых институтов, учреждений здравоохранения, госструктур и автомобилестроения, не зависит от привнесенных обстоятельств. Мы начали работать с Shell задолго до анонса Cisco. Это решение должно стать фактическим отраслевым стандартом. В течение последнего года удалось достичь заметных успехов в унификации управляемых сервисов для корпоративных заказчиков, которые существенно отличаются от предложений на операторском рынке. Сейчас проводятся испытания таких сервисов, и в ближайшее время будут объявлены полученные результаты.
Nortel развивает активное сотрудничество c Microsoft, c IBM в области SOA, с D-Link в области WiMAX. Может быть, стоит продолжить его на локальных рынках, например в России, где персонал этих компаний достаточно велик?
На таких рынках мы работаем, как правило, через партнеров. И когда речь идет о крупных корпоративных заказчиках, со многими из которых устанавливаются прямые отношения, решение конкретных задач осуществляется в основном также нашими партнерами. В России происходит то же самое. Однако, ваше предложение заслуживает внимания. Здесь, как мне сказали, пройдет совместное роад-шоу с Microsoft.
Такие альянсы — лишь часть стратегии противодействия конкурентам. Что в более широком смысле заготовлено в арсенале Nortel для укрепления позиций в области корпоративного бизнеса?
Работа со стратегическими партнерами долгое время являлась не самым сильным местом деятельности Nortel. Раньше было технологическое партнерство, но не было того, что можно назвать «интеллектуальными альянсами». Пришло время устранить такой пробел. Наряду с сотрудничеством с уже названными компаниями, мы организовали также совместное предприятие с LG (созданное в 2005 году СП с LG Electronics занимается разработкой телекоммуникационных продуктов. — А. Ч.). Все это укрепляет доверие корпоративных заказчиков и позволяет добиваться роста бизнеса. В течение длительного времени деятельность Nortel в корпоративном секторе нельзя было назвать успешной. С третьего квартала прошлого года ситуация заметно изменилась. Я понимаю, что прошедшие двенадцать месяцев — небольшой период, но лучше, когда показатели идут вверх, а не вниз. И мы намерены закрепить достигнутое, для чего предпринимаются вполне конкретные меры. В прошлом году, например, инвестиции в «корпоративный» НИОКР возросли на треть — до 400 млн. долл. Увеличен штат сотрудников, поддерживающих непрямые продажи, проведена реорганизация каналов сбыта в Северной Америке, которая в ближайшие полгода распространится и на другие регионы мира. Мы создали команду специалистов для работы с крупнейшими корпоративными клиентами, и с некоторыми из них уже подписаны соглашения о предоставлении унифицированных управляемых глобальных сервисов. Доля доходов, полученных за счет этих заказчиков, заметно возросла. Оценивая результаты, мы осторожно оптимистичны.
Та расстановка сил в отрасли, которую мы наблюдаем сегодня, в значительной степени связана с рядом событий, произошедших около десяти лет назад. Одно из них — приобретение Northern Telecom компании Bay Networks, после чего последняя практически сошла со сцены. Теперь снова говорится о покупке сетевого бизнеса, причем среди возможных кандидатов — 3Com, Foundry, F5 (интервью состоялось за несколько дней до объявления о сделке 3Com с Huawei и Bain Capital. — А. Ч.). Насколько серьезны и проработаны эти планы?
Такие слухи распространяются, но я никогда не называл эти компании. За свою карьеру я участвовал в приобретении около 80 компаний и, полагаю, мне удалось накопить достаточный опыт и приобрести хорошую репутацию в области поглощения и интеграции. Я верю в возможности нового руководства Nortel и убежден, что покупая что-то еще, мы сумеем не переплатить и не провалить интеграцию. И если сейчас появится что-то вроде Bay, то, смею вас уверить, мы не допустим тех ошибок, что были в прошлом. Но это уже история, и ее нельзя повернуть вспять.